МОРДВА, народ в России, коренное население Мордовии – делится на две основные группы: МОРДВА, народ в России, коренное население Мордовии – делится на две основные группы: мокшу, обитавшую ранее в бассейне реки Мокши, мокшу, обитавшую ранее в бассейне реки Мокши, и эрзю, занимавшую левобережье Суры. и эрзю, занимавшую левобережье Суры. Современные мокша и эрзя составляют единую нацию. Современные мокша и эрзя составляют единую нацию. Говорят они на близких языках, которые относятся к финской подгруппе финно-угорской языковой группы, Говорят они на близких языках, которые относятся к финской подгруппе финно-угорской языковой группы, входящей в уральскую языковую семью. входящей в уральскую языковую семью. Мокша и эрзя имеют общую культурную основу, уходящую корнями н далекое прошлое. Мокша и эрзя имеют общую культурную основу, уходящую корнями н далекое прошлое. Однако между ними есть и различия: у каждого народа свой язык, Однако между ними есть и различия: у каждого народа свой язык, свои традиции и обычаи, свои традиции и обычаи, национальные костюмы, национальные костюмы, особенности духовной Культуры. особенности духовной Культуры. Численность в России 1072,9 тыс. человек. Численность в России 1072,9 тыс. человек.
Этнонимы эрзя и мокша Этнонимы эрзя и мокша не местного, мордовского происхождения, они также восходят к индо-европейским истокам : не местного, мордовского происхождения, они также восходят к индо-европейским истокам : эрзя происходит от иранского arsan (самец, мужчина, герой), эрзя происходит от иранского arsan (самец, мужчина, герой), а мокша от индоевропейского гидронима Мокша, который, в свою очередь, восходит санскритскому mokcha, означающему 'проливание, утекание' а мокша от индоевропейского гидронима Мокша, который, в свою очередь, восходит санскритскому mokcha, означающему 'проливание, утекание'
В литературе также существует ещё псевдоэтноним шокша. В литературе также существует ещё псевдоэтноним шокша. Слово шокша в этнонимическом значении стало использоваться сравнительно недавно для обозначения эрзян Теньгушевского и Торбеевского районов Республики Мордовия (в которых проживают мокша). Слово шокша в этнонимическом значении стало использоваться сравнительно недавно для обозначения эрзян Теньгушевского и Торбеевского районов Республики Мордовия (в которых проживают мокша). В Теньгушевском районе существуют 15 населённых пунктов В Теньгушевском районе существуют 15 населённых пунктов (Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково, Коляево, Кураево, Малая Шокша, Мельсетьево, (Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково, Коляево, Кураево, Малая Шокша, Мельсетьево, Мокшанка, Нароватово, Сакаево, Стандрово, Шелубей, Широмасово, Шокша) Мокшанка, Нароватово, Сакаево, Стандрово, Шелубей, Широмасово, Шокша) и 5 населённых пунктов в Торбеевском районе и 5 населённых пунктов в Торбеевском районе (Дракино, Кажлодка, Майский, Фёдоровка, Якстере Теште), (Дракино, Кажлодка, Майский, Фёдоровка, Якстере Теште), насчитывающих около человек, в которых проживают шокша. насчитывающих около человек, в которых проживают шокша.
На территории Казанской губернии в середине XIX века было 6 селений, в название которых входило слово каратай, 5 из них располагались в Тетюшском уезде : На территории Казанской губернии в середине XIX века было 6 селений, в название которых входило слово каратай, 5 из них располагались в Тетюшском уезде : Мордовские Каратаи (Рождественское) на р. Каратай, Мордовские Каратаи (Рождественское) на р. Каратай, Каратаи при озере Менситов (починок Менситов), Каратаи при озере Менситов (починок Менситов), Малые Каратаи, или Шершалан, где проживала мордва. Малые Каратаи, или Шершалан, где проживала мордва. Менситово и Малые Каратаи выделились из села Мордовские Каратаи. Менситово и Малые Каратаи выделились из села Мордовские Каратаи. В селе Каратай-Савиновка, или Барское, и в деревне Заовражные Каратаи проживали русские, В селе Каратай-Савиновка, или Барское, и в деревне Заовражные Каратаи проживали русские, а в деревне Каратай на реке Шошме в Казанском уезде татары. а в деревне Каратай на реке Шошме в Казанском уезде татары. Видимо, название самого старого села со словом ка- ратаи произведено от гидронима Каратаи. Видимо, название самого старого села со словом ка- ратаи произведено от гидронима Каратаи.
В эрзянском языке выделяются диалекты: центральный, западный (приинсарский), юго-восточный (присурский), северо-западный (приалатырский), теньгушевский; в мокшанском - диалекты: центральный (в бассейне верхней Мокши и реки Иссы), юго-западный (районы верхнего и среднего течения Вада и Виндрея), северо-западный или западный (район нижнего Вада и Виндрея). Диалекты в языках Мордвы, проживающей за пределами Мордовии, изучены недостаточно. Распространён также русский язык. Письменность на русской графической основе. Верующие - православные.
Национальный состав населения.
Место мордвы среди крупнейших народов России.
Основа традиционного женского костюма Мордвы - рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали красные, чёрные, синие тона с вкраплениями жёлтого и зелёного. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха (покай), сплошь покрытая вышивкой. Её надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу. -Верхняя распашная одежда - типа халата из белого холста (эрзя - руця, мокша - мышкас, плахон). Своеобразно набедренное украшение эрзянок пулагай (пулай, пулакш, пулокаркс), с богатой вышивкой, позументом, шерстяными кистями, металлическими бляхами. Впервые его надевали в день совершеннолетия.
Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток. Верхняя одежда - род кафтана (сумань), шубы. Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин Специфическое нагрудное украшение - застёжка, закалывающая ворот панара (сюлгам). У эрзи она имела форму незамкнутого овала, у мокши была трапециевидной.
Разнообразны женские головные уборы: Разнообразны женские головные уборы: типа сороки, типа сороки, полотенца, полотенца, покрывала, покрывала, на твёрдой основе. на твёрдой основе. Распространённым головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом. Распространённым головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом.
Старинная обувь - лапти Старинная обувь - лапти (мокша - карьхть; эрзя - карть) косого плетения. (мокша - карьхть; эрзя - карть) косого плетения. Ноги обёртывали белыми и чёрными онучами. Ноги обёртывали белыми и чёрными онучами. Некоторые элементы традиционной одежды сохраняются, особенно у мокши: Некоторые элементы традиционной одежды сохраняются, особенно у мокши: пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки). пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки). Модифицированные формы традиционной женской одежды продолжают бытовать. Модифицированные формы традиционной женской одежды продолжают бытовать. Мужская народная одежда, основными частями которой были белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к 20 веку. Мужская народная одежда, основными частями которой были белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к 20 веку.
Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с различной начинкой, чаще с кашей; блины из пшеничной, пшённой, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде). Мясные блюда (мокша жареное мясо с луком - щеням, эрзя жареное мясо и ливер с приправами - селянка) были в основном праздничными и обрядовыми. Напитки - пуре (из мёда), брага (поза), квас
Традиционный свадебный обряд сопровождался причитаниями невесты, приговорами дружки и других участников. Специфическими обрядами были угощение невесты кашей её родственницами накануне свадьбы, а также наречение молодухи невесткой (мазай, павай, вежей и др.) в семье мужа. В современной свадьбе переосмысленные и трансформированные традиционные обряды органично переплетаются с новыми элементами.
Мордовские народные праздники приурочены к земледельческому календарю. Торжественным и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице села (Вель-ава). В наши дни отмечается праздник отдалённого или малого села, а в некоторых местах - праздник традиционной мордовской кухни.
В фольклоре развита обрядовая поэзия: В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, календарная и семейная (причитания невесты, "корильные" и величальные песни на свадьбе); "корильные" и величальные песни на свадьбе); песни - семейно-бытовые, песни - семейно-бытовые, эпические (о Литове - девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), эпические (о Литове - девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.
Основное традиционное занятие Мордвы - - пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее - пчеловодство. Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы. Промышленность была представлена полукустарными предприятиями.