О сохранности психического здоровья детей и создания условий для эмоционального благополучия в условиях ДОУ Нестеренко С.Л. педагог – психолог МДОУ « Детский сад общеразвивающего вида 57»
ЗДОРОВЬЕ 10% - от Деятельности системы 20% - от Наследственности 20% - от Окружающей среды экологии 50% - от Самого человека, от ЗОЖ
Модель здоровьесберегающего пространства ДОУ. Здоровье сберегающее пространство Адаптивные возможности организма Предметно – развивающая среда Педагогический процесс Эмоционально- развивающая среда
Компоненты эмоционально - развивающей среды Эмоционально – поддерживающий Эмоционально - настраивающий Эмоционально - стабилизирующий Эмоционально – активизирующий Эмоционально – тренирующий.
Педагогический процесс – специально – организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой образовательной системы взаимодействие детей и педагогов.
Цель педагогического процесса Применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Применительно к взрослым – содействие становления культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологического просвещения родителей.
Здоровьесберегающее пространство ДОУ Адаптивные возможности организма Предметно – развивающая среда Педагогический процесс Эмоционально - развивающая среда Составляющие здоровья единство духовное физическое психическое социальное Здоровье – база успешного формирования креативности ( нестандартное мышление, творческая личность
Составляющие здоровья: ( рассматриваются только в единстве) физическое психическое духовное социальное
Условия( способы) используемые в ДОУ. Создание безопасного для жизни и здоровья пространства; Контроль за течением адаптации( ранний возраст), обеспечение оптимальной адаптации; Создание правового образовательного процесса. В том числе право ребёнка и педагога на здоровье; Обеспечение санитарно – гигиенических условий и оптимального режима обучения и воспитания; Составление научно – обоснованного расписания основного о дополнительного образования; Валеологическое обоснование занятий основного и дополнительного образования;
Мониторинг состояния здоровья детей в течении года; Анкетирование педагогов и родителей; Выстраивание диалогических( субъект – субъектных) отношений; Использование театральных технологий, арт - терапии, игры в образовательном процессе; Постижение идеи сохранения здоровья через ОБЖ, систему экологического воспитания, муз, воспитания, физического воспитания.
Формы организации здоровье сберегающего пространства. Праздники, психологические часы( эмоциональное здоровье) КВН, викторины, конкурсы( саморазвитие, самовыражение); Театральные постановки( партнёрские отношения, способ самоутверждения, развитие культурной творческой личности); Летне – оздоровительная компания(оздоровление, развитие творческих способностей); Медико – психолого – педагогические консилиумы, консультации педагога – психолога, медиков, педагогов. Диагностики, наблюдение,анкетирование( медико – психолого педагогические) и др.
Критерии эффективности: 1.Состояние здоровья детей: - Физическое стабилизация, положительная - психическое динамика измеряемых - Социальное показателей Показатели здоровья: - физического: физическое развитие, физическая выносливость. - Психического (психологическое, эмоциональное и духовное): эмоциональное отношение к жизненным явлениям, тревожность, волевые качества, уровень самооценки, субъектность (самостоятельность, осознание себя как субъекта деятельности), мотивация. - социального: склонности, особенности поведения, направленность личности, личностный статус в группе.
2.Рост личных достижений детей как выражение сформированности культуры здоровья. 3.Уровень криативности (нестандартное мышление, уровень интеллекта). 4.Безопасное культурное развитие образовательного пространства. Уровень развития коллектива(субъект - субъектные отношения, комфорт). 5.Удовлетворенность детей, педагогов, родителей.