Новые образовательные стандарты для начальной школы 27 августа 2010 г.
Концепция стандартов второго поколения непрерывности образования; учета возрастных возможностей ребенка; учета его индивидуальных особенностей; здоровьесбережения; взаимосвязи с окружающим миром; развитие личности как субъекта творческой деят-ти; признание ребенка как активного субъекта познания; доступности и достаточности; духовно-нравственного воспитания; психологической адаптации; взаимодействия семьи и педагога.
Принципиальные отличия новых стандартов от существующих к структуре основных общеобразовательных программ; к результатам их освоения; к условиям их реализации. Новые стандарты определяют, прежде всего, требования к системе образования, а не к ученику, как это было раньше.
Характеристики основных результатов начального образования Формирование предметных и универсальных способов действия. Воспитание умения учиться. Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции. Желание и умение учиться. Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
В ФГОС второго поколения особое место отведено «универсальным учебным действиям». Их суть заключается в умении учиться, т. е. способности субъекта к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Личностные УУД Внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Регулятивные УУД Выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в школе и вне её, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
Познавательные УУД Воспринимать и анализировать сообщения, использовать знаково-символические средства, а так же широким спектром логических действий и операций.
Коммуникативные УУД Умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию, адекватно воспринимать и передавать информацию.
Нетрадиционным для педагогов является то, что ФГОС второго поколения предлагают предметные программы, планируемые результаты которых дифференцируются по области их использования и средствам проверки их достижения.
Организация накопительной системы оценки. Портфель достижений: Учебная деятельность Творческая Социальная Коммуникативная Физкультурно-оздоровительная Трудовая
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о: Сформированности универсальных и предметных действий. Сформированности основ умения учиться. Индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.