Обобщающий урок по теме: «Лексика. Фразеология» 6 класс Подготовила: учитель русского языка Толстова Е.В.
Как вы понимаете высказывания о русском языке? «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценней самой вещи» Н.В. Гоголь.
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий, живой» Л.Н. Толстой.
«Русский язык красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» А.И. Куприн.
«… для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество слов и названий» К. Г. Паустовский.
Теоретический блок Что изучает лексика? На какие группы делятся все слова языка? Какие группы необщеупотребительных слов вам известны? Приведите примеры.
Слова – пенсионеры и слова – младенцы. Дайте точное определение. Приведите примеры. Родные слова и усыновленные слова. Дайте точное определение. Приведите примеры. Что такое фразеологизмы. Приведите примеры.
Практическая часть Замените каждое слово в предложении синонимом. Врач прописал пациенту пилюли. Разъяренная метель засыпала тропинки.
В пословицах найдите антонимы и определите, какие качества человека они называют 1. Мужественный пеняет на себя, малодушный - на товарища. 2. Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно. 3. Молод годами, да стар делами. 4. Язык длинный, а мысли короткие. 5. Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
Угадайте слово по толкованию его лексического значения. Слова запишите. Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, Родине. Красная строка, отступ в начале строки.
Найдите в отрывке диалектное слово, по контексту определите, что оно означает 1.Шли без дорог, перебирались через сухие болота – мшары, где нога тонула по колено в коричневых мхах. (Пауст.) 2.Деревья лежали поперек ручья, образуя лавы разной высоты, а высохшие ветки деревьев то касались воды, то повисали в воздухе, не доставая дна буерака. (Сол.) 3.Еще в прогалинах кустов, где мы в ночном бывали, огнища наши от костров позаросли едва ли. (Тв.)
Прослушайте тексты, докажите, о какой профессии идёт речь, слова- доказательства выпишите в тетрадь.
Прочитайте синонимы к словам. Какое языковое явление они иллюстрируют? Юноша – чувак, перец, крендель. Девушка – чувиха, чикса. Родители – старики, предки, черепа, родаки. Хорошо – клёво, класс, ништяк, чётко, отпад, гламурно.
Найдите устаревшие слова, дайте им толкование На гостье был наряд простой: Покрытый синею китайкой Шушун, кокошник золотой И сарафан.
Как называются эти предметы? Какое название имеют такие слова?