Тема урока: Опера «Князь Игорь»
«Князь Игорь»… опера высокого гражданского звучания… Это одно из тех произведений, которые составляют славу русской музыки. Б.В.Асафьев
Александр Порфирьевич Бородин
Мне казалось, что тут заключаются все задачи, которые потребны для таланта и художественной натуры Бородина: широкие эпические мотивы, национальность, разнообразнейшие характеры, страстность, драматичность, Восток в многообразнейших его проявлениях. В.В.Стасов
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ОПЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ: «Слово о полку Игореве»; Ипатьевская летопись; Исследования о половцах; Песни и танцы народов Востока.
Сцена солнечного затмения
ОБРАЗ КНЯЗЯ ИГОРЯ
И.Глазунов «Князь Игорь»
Сцена половецких плясок
Тут… мощь, сила, сочность, яркость, страстность… Бородин… в «Игоре»… сумел умно и с чуткостью проницательного сердца столкнуть в борьбе сильных людей, не унизив национального равноправия культур двух миров… В половцах композитор видит людей с другим строем и укладом жизни, другими привычками, но это достойные соперники. И Бородин, показывая воинственность и даже жестокость половцев, раскрывает и их благородство, своеобразие характера. Б.В.Асафьев
Хор половецких пленниц из II действия «Улетай на крыльях ветра»
«Пойте песни славы хану! Пой!»
Плач Ярославны
Полечу,- говорит,- кукушкою по Дунаю, Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, Утру князю кровавые его раны на могучем его теле. «Слово о полку Игореве»
Стародавней Ярославне тихий ропот струн. Лик твой древний, лик твой светлый, как и прежде, юн. Иль певец безвестный, мудрый, тот, кто Слово спел, Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел? Или русских женщин лики все в тебе слиты? Ты – Наташа, ты – и Лиза, и Татьяна – ты! На стене ты плачешь утром… Как светла тоска! И, крутясь, уносит слезы песнь певца – в века! В.Брюсов