Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку Формулируем, комментируем, аргументируем.
Проблема Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Философская Нравственная Экологическая Социальная Политическая
2 способа формулирования проблемы: 1. Проблема чего: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей». В тексте затрагивается проблема одиночества. 2. Формулировка в виде вопроса: Вопрос ответ проблема (и НЕ уходить от ответа!)
Прокомментировать проблему: К какой категории относится проблема? Насколько она актуальна? Как освещается в художественной литературе? На чём заостряет внимание автор?
Способы формулирования позиции автора: Внимание автора (философа, учёного, писателя) привлекает проблема…. Автор убеждён в том, что… Анализируя проблему…, известный … приходит к выводу о том, что … Рассуждения автора касаются проблемы... Позиция автора, заявленная открыто, заключается в том, что… Проблема … волнует как …, так и …. Эту проблему в своём исследовании поднимает …. Автор формулирует собственное мнение о …, суть которого в том, что…
Как аргументировать свою позицию? Спорить с автором – дело неблагодарное! Структура текста-рассуждения: 1. Тезис 2. Аргументы 3. Вывод Не менее 2-х аргументов (не более 3-х)! Не дублировать аргументы! К каждому аргументу –пример! Обязательно 1 аргумент на читательском опыте! Основное правило аргументации: по возрастающей по возрастающей
Типы аргументов естественные Ссылки на личный опыт Ссылки на личный опыт Опыт, значимый для общества Опыт, значимый для общества Художественная литература Художественная литература Ссылка на авторитет(цитата)- косвенной речью! Ссылка на авторитет(цитата)- косвенной речью!искусственные К логосу К пафосу (разуму) (чувству)
Искусственные аргументы К логосу К логосу Рассуждения с дефиницей Рассуждения с дефиницей Силлогизм Силлогизм Энтимема Энтимема Аналогия Аналогия К пафосу К пафосу Желательные (к обещанию) – общечеловеческие ценности Желательные (к обещанию) – общечеловеческие ценности НЕжелательные (к угрозе) – социальные пороки НЕжелательные (к угрозе) – социальные пороки
Рассуждение с дефиницей: 1 – нет, 2 – нет, 3 – нет, 4 – вывод Силлогизм: Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен. Энтимема: -если а, то в; -если в, то с; -следовательно, если а, то с. Аналогия: заблудился в лесу (выбор дороги)=неверно выбрал профессию(заблудился, не нашёл место в жизни)
Как смоделировать заключение? Отклик: Прочитав …, начинаешь с новой силой чувствовать… Приём-цитата: 1) Привести цитату 2) Комментарий цитаты и переход к тексту Не затягивать! Ещё раз подчеркнуть проблему! (3 предложения)
Объём сочинения – слов = лист А4 – 1,5 листа Лишнего быть не должно! Обязательно проверить ошибки!
План сочинения. 1. Вступление: время написания произведения (отрывка), сведения об авторе (если они известны). 2. К1: формулировка проблемы (проблем), поставленной (поставленных) в тексте; или размышление о теме, затронутой автором. актуальностипроблемы интерпретация 3. К2: комментарий к проблеме – характеристика актуальности проблемы, поднятой в тексте; пояснения по поводу заявленной проблемы, ваша интерпретация текста. 4. К3: анализ двух-трёх основных мыслей автора, изложенных в тексте, комментарий к ним; отношение автора к проблеме (героям). аргументов 5. К4: выражение собственного мнения, приведение аргументов (не менее двух), доказывающих вашу точку зрения или подтверждающих авторскую, или примеров. 6. Заключение: основные выводы.
Обязательны для сочинения: Анализ исходного текста, а не представление мыслей по тому или иному поводу; Логика изложения мысли; Связность изложения; Доказательность; Убедительное представление собственной точки зрения, аргументация.