Автор: Карпова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 5 г.Суворова»
Цели урока: Закрепление и обобщение знаний уч-ся о синтаксических правилах и пунктуационных нормах; Совершенствование аналитических умений и развитие речи уч-ся.
Синтаксис-раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: 1. Учение о словосочетании 2. Учение о предложении
предложение словосочетание текст 1. Главная единица синтаксиса 2.Сочетание двух и более слов, связанных на основе подчинительной связи 3. Сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически
( от лат. punktum- точка) Собрание правил о постановке знаков препинания Пунктуация изобретена типографами братьями Мануцци в середине 15 века. Мануции (Мануцци, Мануччи) знаменитая семья венецианских типографов, издателей и ученых эпохи Возрождения.
« Пунктуация, как и орфография, составлякт часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твёрдо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того, чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания». ( А.Б. Шапиро) « Знаки препинания- ноты при чтении» Вывод: Знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи, т.к. при их помощи происходит смысловое членение речи.
Точка Вопросительный знак Восклицательный знакМноготочиеДвоеточиеТочка с запятой Запятая Тире Двойное тире Скобки
разделительныевыделительные Разделяют синтаксические единицы Выделяют синтаксические единицы 1. Части сложного предложения1. Обособленные члены предложения 2. Однородные члены предложения 2. Уточняющие члены предложения 3. Слова и сочетания слов, не являющиеся членами предложения Употребление знаков препинания регламентируется « Правилами русской орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году
1. Логический (смысловой) 2. Структурно-синтаксический 3. Интонационный
1.Находим крупные синтаксические единицы, которые требуют разделения. Для этого: *находим грамматические основы; *по количеству основ устанавливаем количество частей; *устанавливаем границы частей; *определяем,как соединены части ( интонация, интонация и союз(союзное слово) * делаем вывод о наличии и качестве разделяющего знака. 2. Проводим анализ каждой части: 1) находим выделительные знаки препинания: - при обособлении -при уточнении - при единицах, не являющихся членами предложения; 2) находим оставшиеся разделительные знаки препинания ( при однородных членах предложения); 3) находим соединительные знаки препинания (тире между подлежащим и сказуемым и тире в неполном предложении) 2. Проводим анализ каждой части: 1) находим выделительные знаки препинания: - при обособлении -при уточнении - при единицах, не являющихся членами предложения; 2) находим оставшиеся разделительные знаки препинания ( при однородных членах предложения); 3) находим соединительные знаки препинания (тире между подлежащим и сказуемым и тире в неполном предложении)