Цели урока: Вспомнить известное о сложных предложениях и их видах; Углубить понятие о сложном предложении объяснением средств связи простых предложений в составе сложных
Всю ночь шуршало и шумело, Шептало, в темень уходя, Текло, срывалось. Шелестело И что-то мне сказать хотело Под шум дождя, под шум дождя. В.Рождественский
Схема синтаксического разбора предложения : Грамматическая основа, способы выражения главных членов, вид простых предложений по наличию главных членов, признаки предложения (по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения, чем осложнено).
Упражнение 23. Вопросы к упражнению - Какое это предложение? - Почему вы думаете, что это сложное предложение? - Где мы слышим интонацию конца предложения? - Связаны ли между собой по смыслу простые предложения, входящие в состав сложного?
Вывод: Сложные предложения, в которых простые предложения соединяются интонацией (без союзов и союзных слов), называются бессоюзными сложными предложениями.
Кроме подчинительных союзов, предложения в сложноподчиненном предложении могут связывать относительные местоимения (кто, что, какой, который и другие) и наречия (где, куда, откуда и др.). Их называют союзными словами. Они не только связывают главное и придаточное предложения, но и являются членами предложения.
Итог урока - Что на уроке было знакомым? - Что узнали нового? - Что было трудным? - С помощью чего могут соединяться сложноподчиненные предложения? - Какие виды сложных предложений вы знаете, чем они друг от друга отличаются?