Оценка психологической готовности к обучению в школе детей с проблемами в развитии
Принципы и основные положения отечественной психологии и дефектологии комплексности комплексности целостности целостности всесторонности всесторонности системности системности динамичности. динамичности.
Правила психодиагностики детей с ЗПР перед началом обследования необходимо установить устойчивый положительный контакт с ребенком; перед началом обследования необходимо установить устойчивый положительный контакт с ребенком;
во время обследования следует поддерживать интерес ребенка к выполняемым заданиям; во время обследования следует поддерживать интерес ребенка к выполняемым заданиям;
различные виды помощи ребенку строго дозировать и обязательно фиксировать в протоколе обследования; различные виды помощи ребенку строго дозировать и обязательно фиксировать в протоколе обследования;
каждый вид задания необходимо начинать с легкого (тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения; каждый вид задания необходимо начинать с легкого (тренировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заключается задание, и ощутил удовлетворение от его успешного выполнения;
следует предлагать ребенку полифункциональные задания, обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям познавательного развития; следует предлагать ребенку полифункциональные задания, обеспечивающие оценку сразу по нескольким показателям познавательного развития;
продолжительность тестирования не должна превышать 20 минут, при первых признаках утомления нужно перейти на другой вид работы; продолжительность тестирования не должна превышать 20 минут, при первых признаках утомления нужно перейти на другой вид работы;
следует индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий (легкие/трудные, вербальные/невербальные, учебные/игровые), чередовать задания с учетом ведущего анализатора (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический); следует индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий (легкие/трудные, вербальные/невербальные, учебные/игровые), чередовать задания с учетом ведущего анализатора (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический);
при предъявлении многозвеньевых инструкций следует использовать несложные по грамматическому оформлению речевые конструкции, предусматривать повторное поэтапное предъявление задания (деление инструкции на отдельные смысловые звенья). при предъявлении многозвеньевых инструкций следует использовать несложные по грамматическому оформлению речевые конструкции, предусматривать повторное поэтапное предъявление задания (деление инструкции на отдельные смысловые звенья).
Оцениваемые показатели способность ребенка организовать свою деятельность: как он приступает к выполнению задания, насколько выражен при этом этап ориентировки в задании, как протекает сам процесс работы (действия планомерны или хаотичны, характерны ли импульсивные реакции, «полевое» поведение); способность ребенка организовать свою деятельность: как он приступает к выполнению задания, насколько выражен при этом этап ориентировки в задании, как протекает сам процесс работы (действия планомерны или хаотичны, характерны ли импульсивные реакции, «полевое» поведение);
способы работы (рациональные/нерациональные), используемые ребенком при выполнении задания: зрительное соотнесение, примеривание, бессистемные повторяющиеся действия; способы работы (рациональные/нерациональные), используемые ребенком при выполнении задания: зрительное соотнесение, примеривание, бессистемные повторяющиеся действия;
способность ребенка контролировать свою деятельность, замечать ошибки в работе, находить и исправлять их; способность ребенка контролировать свою деятельность, замечать ошибки в работе, находить и исправлять их;
способность ребенка руководствоваться образцом: умение работать по образцу, сличать свои действия с образцом, осуществлять поэтапный контроль; способность ребенка руководствоваться образцом: умение работать по образцу, сличать свои действия с образцом, осуществлять поэтапный контроль;
отношение ребенка к результату своей работы: проявляет ли заинтересованность в конечном результате; демонстрирует индифферентное отношение; ориентируется на оценку экспериментатора, а не на сам результат. отношение ребенка к результату своей работы: проявляет ли заинтересованность в конечном результате; демонстрирует индифферентное отношение; ориентируется на оценку экспериментатора, а не на сам результат.
понимание содержания задания, восприимчивость к помощи, способность осуществить перенос показанного способа на аналогичное задание. понимание содержания задания, восприимчивость к помощи, способность осуществить перенос показанного способа на аналогичное задание.
Эти данные в процессе обследования обязательно фиксируются в протоколе. Эти данные в процессе обследования обязательно фиксируются в протоколе.