Педагогический совет Проблемы, средства и результаты формирования и развития предметных компетенций школьников
Повестка дня 1.Предметные и ключевые компетенции (Лобанова Т. Н., зам директора по НМР) (Лобанова Т. Н., зам директора по НМР) 2.Круглые столы учителей-предметников ШМО «Уровни оценки сформированности предметных и ключевых компетенций обучающихся и выпускников на выходе» «Уровни оценки сформированности предметных и ключевых компетенций обучающихся и выпускников на выходе» 3.Подведение итогов (Молокова Анна Викторовна, научный сотрудник НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО, зав. кафедры начального образования НИПКиПРО, д-р пед. наук, доцент ) (Молокова Анна Викторовна, научный сотрудник НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО, зав. кафедры начального образования НИПКиПРО, д-р пед. наук, доцент )
Компетенция Компетенция –заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетенция –заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетенция Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Компетентность Компетентность –совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей),обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Компетентность –совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей),обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Образовательная компетенция Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Иерархия компетенций В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выделяется трехуровневая иерархию компетенций: В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выделяется трехуровневая иерархию компетенций:
Ключевые компетенции Ключевые компетенции 1) Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 1) Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; Под ключевыми подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции, их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они - надпредметны. Под ключевыми подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции, их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они - надпредметны.
Ключевые компетенции Ценностно-смысловые компетенции; Ценностно-смысловые компетенции; общекультурные компетенции; общекультурные компетенции; учебно-познавательные компетенции; учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции; коммуникативные компетенции; социально-трудовые компетенции; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования. компетенции личностного самосовершенствования.
Общепредметные компетенции 2) Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; Общепредметная компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя: Общепредметная компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя:
Общепредметные компетенции Культурой коммуникации при взаимодействии с людьми; Культурой коммуникации при взаимодействии с людьми; умением получать информацию в своей предметной области преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования; умением получать информацию в своей предметной области преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования; умением передавать свою информацию другим. умением передавать свою информацию другим.
Предметные компетенции 3) Предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Предметные компетенции Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Они представляют собой педагогическую адаптированную систему: Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Они представляют собой педагогическую адаптированную систему: Научных знаний; Научных знаний;
Предметные компетенции способов деятельности (умения действовать по образцу); способов деятельности (умения действовать по образцу); опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку. опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.
Проект решения ШМО разработать предметные компетенции в контексте совершенствования качества образования; ШМО разработать предметные компетенции в контексте совершенствования качества образования; выработать критерии уровней сформированности предметных компетенций выпускников на выходе. выработать критерии уровней сформированности предметных компетенций выпускников на выходе.