Периодизация психического развития и становления личности. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе.
Понятие возраста в современной психологии Возраст (в психологии) – Возраст (в психологии) –категория, служащая для обозначения относительно ограниченных временных характеристик индивидуального развития.
Возраст Хронологический возраст – выражает длительность существования индивида с момента его рождения. Хронологический возраст – выражает длительность существования индивида с момента его рождения. Психологический возраст – обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, Психологический возраст – обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития,
Психологический возраст обусловливаемую закономерностями формирования организма, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, условиями жизни, обучения и обучения и воспитания и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. имеющую конкретно-историческое происхождение.
Л. С. Выготский Ключевые характеристики: социальная ситуация развития, отражающая место ребенка в системе общественных ценностей, социальная ситуация развития, отражающая место ребенка в системе общественных ценностей, деятельность ребенка, деятельность ребенка, новообразования в сфере сознания и личности. новообразования в сфере сознания и личности.
ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ИХ ПОНИМАНИЕ В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ИХ ПОНИМАНИЕ В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЕ Психо логи Ход развитияУсловияИсточник Форма развития Специфика развития Движу щие силы развития ЕСТЕСТВЕН НО- НАУЧ НАЯ ПАРАДИГ МА Ст. Холл Э. Торндайк К. Бюлер В. Штерн К. Коффка З. Фрейд Ж. Пиаже А. Бандура и др. Э. Эриксон От индиви дуального к социальному (социализация ) Наследст венность и среда Внутри индивида (в его природе) Приспособлен ие Адаптация Разные формы концепции рекапитуляци и: 1. Теория повторения 2. Теория полезности 3. Теория соответствия Префор мизм (созрева ние) Факторы развития (наследственн ость и среда)
ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ИХ ПОНИМАНИЕ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ КУЛЬ ТУРНО- ИСТОРИЧЕ СКАЯ ПАРА ДИГМА Л.С. Выготс кий А.Н. Леонтьев А.В. Запорожец Д.Б. Эльконин М.И. Лисина П.Я. Гальперин В.В. Давыдов От социального к индивидуальн ому (индивидуализ ация). Закон развития высших психических функций и его следствия - зона ближайшего развития Морфофизиол огические особенности мозга и общение Вне индивида (в его среде) Присвоение общественно- исторического опыта Развитие ребенка не подчиняется действию биологических законов, а подчиняется действию общественно- исторических законов Обучение Деятель ность
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Понятие ведущая деятельность в дальнейшем использовалось Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене ведущей деятелдьности, в одном возрастном периоде, обеспечивающих преимущественное развитие мотивационно- потребностной, а на сменяющем его этапе развитие операционально-технической сферы. Термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Понятие ведущая деятельность в дальнейшем использовалось Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене ведущей деятелдьности, в одном возрастном периоде, обеспечивающих преимущественное развитие мотивационно- потребностной, а на сменяющем его этапе развитие операционально-технической сферы.А. Н. ЛеонтьевымД. Б. ЭльконинымА. Н. ЛеонтьевымД. Б. Элькониным
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВЕДУЩЕГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым; 2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; 3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста; 4) учебная деятельность школьников; 5) интимно-личностное общение подростков; 6) профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности. 1) непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым; 2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; 3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста; 4) учебная деятельность школьников; 5) интимно-личностное общение подростков; 6) профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности.
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ Социальная ситуация развития сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия непринятия. Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия непринятия. Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте.Л. С. ВыготскимА. Н. ЛеонтьевЛ. С. ВыготскимА. Н. Леонтьев
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ Психологическое новообразование – это : –психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутрен- нюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период ; – новообразование – обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов ( например, наглядно - действенное мышление в раннем детстве ) до отдельных свойств личности ( скажем, рефлексия в подростковом возрасте ). Психологическое новообразование – это : –психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутрен- нюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период ; – новообразование – обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов ( например, наглядно - действенное мышление в раннем детстве ) до отдельных свойств личности ( скажем, рефлексия в подростковом возрасте ).
Периодизация психического развития выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития. выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития.
Д. Б. Эльконин В основе периодизации следующие критерии: социальная ситуация развития социальная ситуация развития ведущая деятельность ведущая деятельность возрастные новообразования возрастные новообразования
Все типы деятельности Д. Б. Эльконин подразделяет деятельность в системе «ребенок – общественный взрослый» деятельность в системе «ребенок – общественный взрослый» (ориентация ребенка в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов, норм и отношений) деятельность в системе «ребенок – общественный предмет» деятельность в системе «ребенок – общественный предмет» (усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и развитие интеллектуальной, операционно- технической сферы)
Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина Возрастные периоды Ведущая деятельностьСистема отношений Младенческий (0-1 год) Общение со взрослымЧеловек - человек Раннее детствоПредметная деятельностьчеловек - предмет
Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина Возрастные периоды Ведущая деятельностьСистема отношений Дошкольный возраст Играчеловек - человек Младший школьный возраст Учебная деятельностьчеловек - предмет
Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина Возрастные периоды Ведущая деятельностьСистема отношений Подростковый возраст Общение со сверстниками человек - человек Юношеский возраст Учебно- профессиональная деятельность человек - предмет
Теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития Показана взаимосвязь между интеллектуальным развитием и становлением личности человека как социального индивида. Показана взаимосвязь между интеллектуальным развитием и становлением личности человека как социального индивида. Возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по восходящей спирали. Возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по восходящей спирали.
Теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития Открывает путь к изучению связей, существующих между отдельными периодами. Открывает путь к изучению связей, существующих между отдельными периодами. Гипотеза направлена на разделение психического развития на эпохи и стадии, которое соответствует внутренним законам развития человека. Гипотеза направлена на разделение психического развития на эпохи и стадии, которое соответствует внутренним законам развития человека.