«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Куркова О.А. педагог-психолог Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 14 г. Ростова
Инклюзивное образование. (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
8 принципов инклюзивного образования: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Каждый человек способен чувствовать и думать; Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; Все люди нуждаются друг в друге; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Категории детей с нарушениями развития: Дети с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие); Дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие); Дети с нарушением опорно- двигательного аппарата; Дети с ЗПР; Дети с нарушениями интеллектуального развития; Дети с нарушениями эмоционально- волевой сферы; Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.
В нашем МДОУ создан психолого-медико- педагогический консилиум (ПМПк). Целями деятельности ПМПк являются коллективная разработка и планирование системы комплексного сопровождения воспитанников в рамках дошкольного образовательного процесса.
Задачи ПМПк: Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в адаптации, обучении, поведении; Выявление резервных возможностей развития детей; Определение характера, продолжительности и эффективности специальной ( коррекционной) помощи исходя из имеющихся в МДОУ возможностей; Разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей. Консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных ситуаций; Подготовка и ведение документации, отражающих актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния; Организация взаимодействия педагогов и специалистов дошкольного учреждения, участвующих в деятельности ПМПк, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка.
Структура деятельности ПМПк: Учитель-логопед Старший воспитатель Педагог-психолог ВоспитательМед. сестра Врач-педиатр Инструктор по физ. культуре Муз. руководитель Старший воспитатель Педагог-психолог Учитель-логопед Старший воспитатель Педагог-психолог Воспитатель Учитель-логопед Старший воспитатель Педагог-психолог Врач-педиатр Воспитатель Учитель-логопед Старший воспитатель Педагог-психолог Муз. руководитель Врач-педиатр Воспитатель Учитель-логопед Старший воспитатель Педагог-психолог Инструктор по физ. культуре Муз. руководитель Врач-педиатр Воспитатель Учитель-логопед Старший воспитатель Педагог-психолог Мед. сестра Инструктор по физ. культуре Муз. руководитель Врач-педиатр Воспитатель Учитель-логопед Старший воспитатель Педагог-психолог
Направления коррекционно- педагогического сопровождения: Диагностическое направление; Проектно-организационное направление; Коррекционно-развивающее направление; Консультативное направление; Информационно- просветительское направление.
В обязанности учителя-логопеда входит информирование специалистов Консилиума об особенностях речевого развития воспитанника, разработка Программ коррекционно- развивающей работы; ведение документации Консилиума.
В обязанности педагога-психолога входит углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций: оказание методической помощи, воспитателям в разработке коррекционных Программ индивидуального развития ребенка.
В обязанности воспитателя входит информирование специалистов консилиума об особенностях усвоения программного материала, поведения, общения ребенка, Участвует в разработке программ коррекционно-развивающей работы, ведения наблюдения за детьми. Воспитатель дает ребенку характеристику, формирует в обобщенном виде смысл трудностей в его воспитании и обучении.
Воспитатель разрабатывает индивидуальный маршрут развития ребенка на основе программы под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Консультирует родителей по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка на дому.
Медсестра информирует о состоянии здоровья ребенка, его возможностях; по рекомендации Консилиума обеспечивает его направление на консультацию к специалистам. В ходе консилиума дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка.
На заседаниях ПМПк специалистами и педагогами отслеживается результативность прохождения детьми программ индивидуального обучения и динамика развития ребенка.
Деятельность консилиума осуществляется в три этапа (можно сказать три заседания): Подготовительный (сентябрь, октябрь) Промежуточный (февраль) Итоговый (май)
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей.
Деятельность руководителя МДОУ по обеспечению процесса интеграции детей с ОВЗ направлена на обеспечение: Положительного психологического климата в ДОУ; Достаточного уровня профессиональной подготовленности педагогических кадров; Наличия специальных коррекционно- развивающих программ; Системы стимулирования труда; Материально-технической базы развития инновационных процессов в ДОУ; Систематической оценки результатов сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!