Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного?
А. Саврасов
И. Левитан
И. Шишкин
В. Поленов
А. Куинджи
Ф. Васильев
К. Коровин
Е. Волков
А. Саврасов
В XXв. в зарубежном изобразительном искусстве возникло направление импрессионизм (от франц.impression – впечатление). Импрессионисты фиксировали в своих картинах мимолётные впечатления от реально существующего мира. Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника – импрессиониста Клода Моне ( ).
Нет, не пейзаж влечёт меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия. И. Бунин
« Тонкие, как свечки, по- девичьи стройные берёзки выглядят как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутыхберёзок звучат подобно нежной и грустно- жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели» М. Алпатов.
«Отчего просто русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего всё это?» П. И. Чайковский
Д/З Подготовить сообщение на тему: -«Красота и гармония окружающей природы»; - «Что привлекает композиторов и художников в русской природе?»