1 Работа над исходным текстом.
2 Исходный текст- текст, предложенный ученику на экзамене. Проблема (К1) – основной вопрос, который больше всего волнует автора, вызывает его раздумья, размышления. Проблема должна быть сформулирована учеником. Комментарий проблемы (К2) – толкование, пояснение основного вопроса. Создает сам выпускник. Позиция автора (К3) – отношение создателя текста к поднятой им проблеме. Формулируется учеником. Мнение (К4) – собственное суждение по проблеме, взгляд, своя точка зрения. Мнение выпускника. Аргументация (К4) – доказательства, доводы, приводимые выпускником. Из текста брать нельзя, приводятся два аргумента, один из которых взят из литературы.
3 Создание своего текста Формулировка проблемы Комментарий ученика Позиция автора, сформулированная выпускником Мнение ученика, его аргументация
4 Как правильно понять текст? 1. О чем говорится? ( Тема текста ). 2. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? ( Проблема. Она должна указывать на какое-то негативное явление, с чем надо бороться или над чем работать). 3. Что хочет сказать автор текста? ( Позиция автора).
5 С чего нужно начинать сочинение? Вступление – 2-3 предложения, помогающие сформулировать проблему, поставленную автором. Начинать писать надо с красной строки и разборчиво. Печатными буквами писать нельзя! Формулировка проблемы должна быть четкой, понятной и краткой. Не забывайте соблюдать абзацы (К1). Комментарий не должен быть большим, в нем должно быть сказано об актуальности этой проблемы. (К2).
6 Найдите верно сформулированную проблему и комментарий к ней. Как следует сократить комментарий?
7 Свое рассуждение по проблеме Позиция автора (К3) Тезис (К4) (основная мысль) Свое мнение по позиции автора ) Аргументы (К4) (2 доказательства): факты, выводы науки, статистика, жизненный пример, литературный пример, цитата из авторитетного источника Вывод (пути решения проблемы)