Портфолио учителя как средство оптимизации деятельности педагога
Портфолио Визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации; Досье, т.е собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста. (Новейший словарь иностранных слов и выражений)
Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени.
Основной смысл- «показать всё, на что ты способен»
Основная цель портфолио- проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Педагогическая философия портфолио предполагает: интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение, успех; перенос акцента на самооценку.
Портфолио помогает решать важные задачи: Поддерживать высокий уровень мотивации; Поощрять активность и самостоятельность; Расширять возможности обучения и самообучения; Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для: -повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года; -своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
Мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит Учителю: реально представить результаты своего труда; увидеть свои резервы; иметь стимул к самосовершенствованию; освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика.
Администрации: осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов; способствовать развитию профессиональной карьеры педагога; развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов; поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.
Типы портфолио: а) папка достижений; б) рефлексивное портфолио; в) проблемно-исследовательское; г) тематическое портфолио; д) портфолио-презентация.
Варианты использования портфолио: Как инструмент при обслуживании результатов деятельности; Как возможность рефлексии собственной работы; Как документ, в котором отражено развитие учителя.
Основные части портфолио: обязательные документы и дополнительные документы (вариативная часть)
Обязательная часть: Личная карточка (основные сведения об учителе) Копия диплома (других документов об образовании) Копия аттестационного листа Копия документа о повышении квалификации Копии наградных документов Копия результатов аттестационного обследования ОУ по предмету
Вариативная часть: + результативность педагогической деятельности: Справки о результатах мониторинга качества обучения по предмету (результаты итоговой аттестации учащихся; ВШК; мониторинг регионального, общероссийского, международного уровней)
Справки, подтверждающие участие в работе экспертных комиссий и жюри (олимпиад, конкурсов для учащихся и учителей) различного уровня Копии наград учащихся Перечень публикаций
+ учебно-методическая работа: Используемые рабочие программы и УМК Основные направления учебно- методической работы Материалы об использовании педагогических технологий Авторские разработки планирования учебных занятий и внеклассных мероприятий Дидактические материалы
+ научно-методическая работа: Тема самообразования и этапы ее реализации Накопленный материал в соответствии с темой самообразования Список используемых источников информации Сведения об участии в методической работе (дата, уровень, тема, степень участия)
+ общественно-педагогическая деятельность: Сведения об участии в работе общественных организаций (профсоюз, выборные комиссии, педагогические ассоциации, союзы, клубы и т.п.) Копии материалов, подтверждающих участия в их работе Копии наградных материалов
Первая группа ошибок связана со сбором материалов портфолио
Ошибка первая: нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио
Ошибка вторая: сбор материалов вместо педагога
Ошибка третья: отказ педагогу в помощи при формировании портфолио
Ошибка четвертая: формализация и соревнование при сборе портфолио
Вторая группа ошибок связана с формированием объема портфолио
Ошибка пятая: сбор в портфолио только официальных документов
Ошибка шестая: включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов
Ошибка седьмая: сбор материалов только за ограниченный период
Третья группа ошибок связана с подменой идеи портфолио традиционными схемами
Ошибка восьмая: подмена портфолио зачетной книжкой
Ошибка девятая: подмена портфолио обязательной характеристикой администрации или педагогического совета
Ошибка десятая: подмена систематической работы над портфолио разовой акцией
Ошибка одиннадцатая: завышенные требования к внешнему оформлению портфолио
Четвертая группа ошибок связана с оценкой материалов портфолио
Ошибка двенадцатая: стремление оценить баллами все материалы портфолио
Ошибка тринадцатая: отсутствие единства оценки материалов портфолио
Ожидаемые результаты: 1.Повышение качества школьного образования. 2.Позитивная динамика в изменениях отношений «учитель-ученик-родители». 3.Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива. 4.Повышение профессионального уровня учителей. 5.Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.