ПОСПЕЛОВА Т.А., учитель русского языка и литературы, МОУ лицей 17, г. Кострома. Иван Александрович Гончаров «Обломов»
Опираясь на цитату, сформулируйте проблему урока. -Отчего же я такой? – почти со слезами спросил себя Обломов и спрятал опять голову под одеяло, - П раво… и я бы тоже… хотел…что- нибудь такое…разве природа уж так обидела меня…да нет, слава богу…жаловаться нельзя…». И.А. Гончаров Почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа? стал таким, каким он показан в начале романа? Проблема урока:
природа жизненный уклад в Обломовке детство воспитание
Что ПРИСУТСТВУЕТ ? Что ОТСУТСТВУЕТ? море высокие горы скалы пропасти дремучие леса дикие звери бури разрушения ДИКОЕУГРЮМОЕГРАНДИОЗНОЕТАИНСТВЕННОЕРОМАНТИЧНОЕ река невысокое небо отлогие холмы овраг мелкий кустарник коровы и овцы летние дожди МИРНОЕ ВЕСЁЛОЕ СКРОМНОЕ ДОБРОДУШНОЕ ПРОЗАИЧНОЕ
Суточный цикл утро полдень вечер Что общего? Солнце еще не высоко. В саду и на дворе образовались прохладные уголки, манящие к задумчивости и сну. Полдень знойный; на небе ни облачка. Солнце стоит неподвижно над головой и жжет траву. Тишина – все как будто в густой траве кто-то все храпит, как будто кто- нибудь завалится туда и спит сладким сном. А солнце уж опускалось за лес. Все смолкло... Река тоже присмирела; …стала неподвижно. ТИШИНАСОННЕПОДВИЖНОСТЬ
Годовой цикл весна зима ПРАВИЛЬНОНЕВОЗМУТИМО БЕЗ ПОТРЯСЕНИЙ лето осень
благословенный Богом уголок земли чудный край мирный уголок забытый всеми уголок
Обломовка С У Е В Е Р И Я С У Е В Е Р И Я СОН ПРОДОЛЖЕНИЕ РОДА РОДА ЕДА СМЫСЛ ЖИЗНИ СМЫСЛ ЖИЗНИ Н Р А В Ы Н Р А В Ы
ВСЕПОГЛОЩАЮЩИЙ НИЧЕМ НЕ ПОБЕДИМЫЙ ПОДОБИЕ СМЕРТИ
Символика сна СОН СОН ПОКОЙ ПОКОЙ ТИШИНА ТИШИНА ЖИЗНЬ СМЕРТЬ СМЕРТЬ Сонная Обломовка – это загробное царство, это абсолютный покой человека. Обломовка – это смерть. Вайль П., Генис А. Вайль П., Генис А.
ОБ ОБЕДЕ СОВЕЩАЛИСЬ ЦЕЛЫМ ДОМОМ ВСЯКИЙ СОВЕТ О ЕДЕ ОБСУЖИВАЛСЯ ОБСТОЯТЕЛЬНО ЗАБОТА О ПИЩЕ – ПЕРВАЯ И ГЛАВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ЗАБОТА
КУЛЬТ ЕДЫ КУЛЬТ ЕДЫ
ТРИ ГЛАВНЫХ АКТА ЖИЗНИ: РОДИНЫ, СВАДЬБА, ПОХОРОНЫ ЖИЗНЬ ПО ЭТОЙ ПРОГРАММЕ ТЯНЕТСЯ БЕСПРЕРЫВНОЙ ОДНООБРАЗНОЙ ТКАНЬЮ, НЕЗАМЕТНО ОБРЫВАЯСЬ У МОГИЛЫ
ВЕРИЛИ ВСЕМУ: И ОБОРОТНЯМ, И МЕРТВЕЦАМ ТАК СИЛЬНА ВЕРА В ЧУДЕСНОЕ
ПРИВЯЗАННОСТЬ К ОДНОМУ МЕСТУ ЗАМКНУТОСТЬ ЗАМКНУТОСТЬ РАВНОДУШИЕ К ОСТАЛЬНОМУ МИРУ
ТРУД КАК НАКАЗАНИЕ НЕ СМУЩАЛИ СЕБЯ НРАВСТВЕННЫМИ ВОПРОСАМИ НОРМА ЖИЗНИ ПРЕПОДАНА РОДИТЕЛЯМИ ЖИЗНЬ КАК ПОКОЙНАЯ РЕКА ТЕКЛА МИМО НИХ ИДЕАЛ ПОКОЯ И БЕЗДЕЙСТВИЯ
Каким предстает Илюша Обломов в детстве? любопытный внимательный резвый весёлый мечтательный любящий сказки любознательный
«мать задавала себе и няньке задачу: выходить здоровенького ребенка, беречь от простуды, от глаза. Усердно хлопотать, чтобы дитя было всегда весело и кушало много» любовь «начали осыпать его ласками и поцелуями» «став на колени и обняв его одной рукой, мать подсказывала ему слова молитвы» опека чувство избранничества: Я другой «ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь; здоровье дороже всего в жизни» «мать…разговаривает о будущности Илюши, ставит его героем какой- нибудь созданной ею блистательной эпопеи….сулит ему золотые горы» иждивенчество В чем сущность обломовской системы воспитания? «начиналось кормление его булочками,сухариками сливочками » «Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали даже губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как- нибудь подешевле, с разными хитростями…, учиться слегка, не до изнурения души и тела» Обломовское воспитание
Обломовка Уходящая РОССИЯ феодальный мир натурального хозяйства патриархальность и семейственность противостояние прогрессу оторванность от настоящей жизни ?
поэзия созерцательность мечтательность поиск смысла жизни лень паразитизм неподвижность Какие черты характерны для «обломовщины»? обломовщина
Почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа? Характер героя – объективный результат условий рождения и воспитания. Нет никаких намеков на способность героя противостоять сложившемуся порядку жизни: более того, сами потенциальные задатки сопротивления среде (природная живость, любознательность) подавляются в ребенке воспитанием. Е.А.Краснощекова
Задание по выбору ТВОРЧЕСКОЕ: (письменное) Сочинение-миниатюра «Письмо к Обломову» Задание по выбору АНАЛИТИЧЕСКОЕ: (устное) 1.Выделить эпизоды, характеризующие Штольца (детство Штольца, его родители, взгляды взрослого Штольца на жизнь) попытаться определить их роль в раскрытии идейно- художественного содержания романа и образа Обломова. Обязательная часть. Перечитать ч. II гл. 1-4 романа «Обломов», учебник Сахарова В.И., Зинина С.А. «Литература 19в». с Домашнее задание Задание по выбору ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ: (письменное) В гл. «Сон Обломова» И.А.Гончаров использует элементы русской волшебной сказки. Какие? Зачем?
1) Вайль П., Генис А. Родная речь. –М., ) Гончаров И.А. Обломов: роман. – Екатеринбург: У-Фактория, ) Краснощекова Е. А. «Обломов» Гончарова И.А. – М: Худ. лит., ) Не бойся книги, школьник. Уроки петербургских словесников. – СПб.: САГА, Азбука-классика, ) Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19в. Учебник для 10 класса. – М.: Дрофа, ) Семенов А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях (12-19 вв.). Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Источники:
Иллюстрации: портрет Гончарова И.А. (слайд 1) Табаков О.П. в роли Обломова (слайд 2) Обломов (слайд 3) Шор. С. Обломов (слайд 9) Табаков О.П. в роли Обломова (слайд 12) Двор в Обломовке (слайд 15)
Табурин В. Детство Обломова (слайд 17) Скриншот из фильма Михалкова Н.С. Один день из жизни Обломова (слайд 18) Обломов (слайд 21) Фото из личного архива (слайд 7)