Описание действий Урок развития речи в 7 классе Кутергина С. П., учитель русского языка и литературы МСКОУ V вида г. Нолинска Кировской области
Цели урока : 1. Знакомство с описанием действия, ролью этого описания в речи. 2. Выявление места и роли наречий в описании действий. Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся ? Слова какой части речи будем стараться использовать при составлении текстов ?
1. Докажите, что это текст - описание действий. 2. Найдите в тексте наречия. 3. Какую смысловую роль они играют ? Дядя Фёдор ловко вытачивает деревянные ложки топором. Он неторопливо проводит лезвием по заготовке, и в стороны отлетают мелкие стружки. Работая, мастер весело улыбается. Подсказка Наречия отвечают на вопросы Как ? Каким образом ? Где ? Куда ? Откуда ? Когда ? Почему ? Зачем ? В какой степени ? В какой мере ?
Проверьте себя. 1. Текст - описание действий, так как.. 2. Наречия Смысловая роль наречий заключается в том, что … Дядя Фёдор ловко вырезает деревянные ложки топором. Он неторопливо проводит лезвием по заготовке, и в стороны отлетают мелкие стружки. Работая, мастер весело улыбается. Как передаётся настроение героя ?
Игра « Кто ? Что ? Как ?» Учитель ( как ?) подошёл к своему столу, присел на стул. ( Когда ?) взглянул на часы. ( Когда ?) ( как ?) встал, подошёл к доске. Добавьте наречия, обозначающие образ действия и последовательность действий.
Игра « Кто ? Что ? Как ?» Игра « Кто ? Что ? Как ?» Учитель неторопливо подошёл к своему столу, присел на стул. Потом взглянул на часы. Затем быстро встал, подошёл к доске. неторопливо, медленно, не спеша, потом, затем
Работа с учебником. Упр. 237, стр. 110 Выписать словосочетания с наречиями, с помощью которых 1) « рисуется » действие, 2) указывается на последовательность действий )
Разбейтесь на 3 команды. Придумайте и запишите « цепочку действий », используя наречия. Быстро, медленно, торопливо, спокойно. Сначала, сперва, вначале, потом, затем. Внимательно, аккуратно, тщательно, сноровисто, уверенно, сосредоточенно. Весело, радостно, грустно, серьёзно. Выбирайте темы : 1) Бабушка варит суп. 2) Я прибираю дом. 3) Я жарю картошку. 4) Мастер красит стену. 5) Мастер замешивает бетон.
Как следует строить описании действий ? 1. Соблюдать последовательность в описании действий. 2. Чётко, точно описывать действия. 3. Использовать наречия, передающие последовательность действий, настроение, характер человека, особенности его движений.
Итак, вы готовы ответить на мои вопросы. 1. Как человек готовится к действию ? 2. Как он при этом выглядит ? 3. Что он делает сначала ? 4. Что делает потом ? 5. Что изменяется в его внешности при этом ? 6. Чем заканчивается действие ? 7. Как человек переживает результаты своего труда ? 8. Какие наречия помогают передать характер человека, совершающего действие ?
Найдите и выпишите из текста описание действия С печью своей бабка Ватруша намаялась вдоволь и никогда бы не доверила перекладывать её незнакомому человеку, да пожадничала. Новый печник только полцены запросил и с виду был обходительный, не горластый. Четыре дня возился Дмитрий с печью бабки Ватруши. Хозяйка уже засомневалась в нём, затужила. Что за печник ! Положит десяток кирпичей и сидит, курит, в бумажки свои заглядывает. А то вдруг готовую печь разбирать начнёт. А уж раствор замешивает, будто тесто. И месит, и месит, всякий камушек растирает. Это за полцены - то !
Проверьте себя. С печью своей бабка Ватруша намаялась вдоволь и никогда бы не доверила перекладывать её незнакомому человеку, да пожадничала. Новый печник только полцены запросил и с виду был обходительный, не горластый. Четыре дня возился Дмитрий с печью бабки Ватруши. Хозяйка уже засомневалась в нём, затужила. Что за печник ! Положит десяток кирпичей и сидит, курит, в бумажки свои заглядывает. А то вдруг готовую печь разбирать начнёт. А уж раствор замешивает, будто тесто. И месит, и месит, всякий камушек растирает. Это за полцены - то !
К сожалению, в ваших сочинениях часто встречаются неоправданные повторы. Как их можно избежать ? Упр. 238, стр. 110 ( письменно ) Прочитайте текст. Какие ошибки допущены ? Как их можно исправить ? Затем = потом = далее. И наконец, …
Итак, подведём итоги. При описании действий следует 1. Соблюдать последовательность в описании действий. 2. Чётко, точно описывать действия. 3. Использовать наречия, передающие последовательность действий, настроение человека, особенности его поведения.
Домашнее задание. Упр. 239, стр.110 ( устно ) : Подумайте, какой вид работы вы смогли бы описать : пошив одежды, приготовление обеда, посадку картофеля, настилание на пол линолеума, ремонт велосипеда, посадка деревьев, покраска дома и т. д.
Презентацию подготовила Кутергина С. П., учитель русского языка и литературы МСКОУ V вида г. Нолинска Кировской области.
Библиография М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. русский язык.7 класс, М. « Просвещение » М. В. Фёдорова. Уроки русского языка в 7 классе. М, « Просвещение »