Внутренние причины по отношению к школьнику. Недостатки биологического развития: А). Дефекты органов чувств Б). Соматическая ослабленность В). Особенности высшей нервной деятельности, Отрицательно влияющие на учение Г). Психологические отклонения Недостатки психического развития: А). Слабое развитие эмоциональной сферы личности Б). Слабое развитие воли В). Отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.
Внутренние причины по отношению к школьнику. Недостатки воспитанности личности: А). Недостатки в развитии эмоциональной сферы личности Б). Недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр. В). Недостатки в трудовой воспитанности.
Внешние причины по отношению к школьнику. Недостатки образования личности: А). Пробелы в знаниях и специальных умениях Б). Пробелы в навыках учебного труда. Недостатки опыта влияний личности: А).Недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр. Б). Недостатки воспитательных влияний школы(учителей, коллектива учащихся и др.)
Недостатки влияний внешкольной среды: А). Недостатки влияний семьи Б). Недостатки влияний сверстников В). Недостатки влияний культурно- производственного окружения.
Профилактика неуспеваемости. 1 этап урока: В процессе контроля за подготовленностью учащихся. Акценты в обучении: Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставаний.
Профилактика неуспеваемости. 2 этап урока: При изложении нового материала. Акценты в обучении: Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащихся основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечить разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
3 этап урока: В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке. Акценты в обучении: Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постанову вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.
4 этап урока: При организации самостоятельной работы вне класса. Акценты в обучении: Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о ходе выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Профилактика неуспеваемости. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями работающими в классе, исключать перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
Оптимальная система по оказанию помощи неуспевающему ученику. 1. Помощь в планировании учебной деятельности(планирование и повторения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок). 2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
1 –ая группа. Посредством Содержания. (содержательные) 1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения: А). Эмоционально-образный(эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный); Б). Аналитический(разъяснительный, критический, логический, проблемный); В). Деловой; Г). необычный
1 –ая группа. Посредством Содержания. (содержательные) 2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания. А). Важность отдельных частей; Б). Трудность, сложность(простота, доступность); в). Новизна, познавательность материала; Г). Историзм, современные достижения науки; Д). Интересные факты, противоречия, парадоксы.
3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. 1 –ая группа. Посредством Содержания. (содержательные)
1 –ая группа. Посредством Содержания. (содержательные) 4. Показ значимости знаний, умений: А). Общественной; Б). Личностной;
1 –ая группа. Посредством Содержания. (содержательные) 5. Межпредметные связи.
2 – ая группа. Посредством организации деятельности (организационные) 1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач.
2 – ая группа. Посредством организации деятельности (организационные) 2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, алгоритмы, свернутые(указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.
2 – ая группа. Посредством организации деятельности (организационные) 3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий).
4. Создание ситуаций различного характера: Интеллектуального(проблемная, поисковая, ссора, дискуссия, противоречие), игрового(познавательной игры, соревнования), эмоционального(успеха, увлеченности темой). 2 – ая группа. Посредством организации деятельности (организационные)
5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи. 2 – ая группа. Посредством организации деятельности (организационные)
6. Контроль за деятельностью учащегося(тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.
2 – ая группа. Посредством организации деятельности (организационные) 7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.
3-я группа. Посредством воздействий в плане общения, отношения, внимания(социально-психологические) 1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
3-я группа. Посредством воздействий в плане общения, отношения, внимания(социально-психологические) 2. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
3-я группа. Посредством воздействий в плане общения, отношения, внимания(социально- психологические) 3. Проявление учителем личных качеств, данных личности(в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т. д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.
3-я группа. Посредством воздействий в плане общения, отношения, внимания(социально- психологические) 4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе(взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Этапы урока Виды помощи в учении В процессе контроля за подготовленностью учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащемуся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Этапы урока Виды помощи в учении При изложении нового материала Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение и в качестве помощников при подготовке приборов, опытов. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Этапы урока Виды помощи в учении В ходе самостоятельной работы на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, пройденное ранее. Напоминание приёма и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правило и свойства, которые необходимы для решения задач., упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения задания, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибку, проверка, исправление.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Этапы урока Виды помощи в учении При организации самостоятельной работы Выбор для слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использования карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока. 2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов. 3. Индивидуальный подход к учащимся. 4. Специальная система домашних заданий. 5. Усиление работы с родителями. 6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.