Презентацию подготовила Семибратова Л.П. Учитель биологии МОУ «Чебаклинская СОШ»
Не вручали приз ни разу Мне друзья в своем кругу. А ведь я отличным брасом Многих переплыть смогу..
Памятник лягушке в Париже возле института Пастера Памятник в Бостоне
Скульптура Царевны-Лягушки дожидающейся своего поцелуя Памятник лягушке-путешественнице установлен в Гродно
ТЕМА УРОКА «ТИП ХОРДОВЫЕ. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ».
знать особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных позвоночных животных уметь распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах и рисунках.
Почему на Земле такое разнообразие форм жизни?
Если на Земле существуют типично водные и типично наземные животные, то возможно существуют животные на границе этих двух сред обитания.
1.Каковы особенности приспособлений класса Земноводных к жизни на суше? 2. Почему земноводные так и не смогли «оторваться» от воды?
Достаточность собранного материала и глубина исследования проблемы Уровень самостоятельности Творческое самовыражение Качество оформления Выразительность выступления
1 группа Тема исследования группы: « Внешний облик Земноводных " Цель исследования: выявить, до чего додумались Земноводные первыми в связи с выходом на сушу. Вопросы: 1. Где живут Земноводные? 2. Кто является предком земноводных? 3. Какое имеют строение? 4. Каким образом земноводные приспособились жить на суше и в воде? Материал для исследования: Учебник: параграф 24, страницы , муляжи. Результаты исследования оформите в виде отчета и вложите их в файлы: - среда обитания; - особенности строения (нарисовать или подписать готовый); - приспособления к водно-наземной среде обитания.
2 группа Тема исследования группы: « Многообразие земноводных. Отряд Безногие. » Цель исследования: выявить характерные особенности земноводных отряда Безногие. Вопросы: 1. Где встречаются представители отряда? 2. Каковы их характерные особенности? 3. На основании каких признаков червяг относят к классу земноводных? 4. Назовите представителей отряда безногих. Материал для исследования: Учебник: параграф 24, страницы Результаты исследования оформите в виде отчета и вложите их в файлы: - фотографии и комментарии к ним (3-4 предложения)
3 группа Тема исследования группы: « Многообразие земноводных. Отряд Хвостатые » Цель исследования: выявить характерные особенности земноводных отряда Хвостатые » Вопросы: 1. Где встречаются представители отряда? 2. Каковы их характерные особенности? 3. Как передвигаются хвостатые амфибии? 4. Как у них осуществляется газообмен? 5. Как размножаются? 6. Назовите представителей отряда хвостатых. Материал для исследования: Учебник: параграф 24, страницы Результаты исследования оформите в виде отчета и вложите их в файлы - фотографии и комментарии к ним (3-4 предложения)
4 группа Тема исследования группы: « Многообразие земноводных. Отряд Бесхвостые » Цель исследования: выявить характерные особенности земноводных отряда Бесхвостые » Вопросы: 1. Где встречаются представители отряда? 2. Какие приспособления появились у бесхвостых амфибий в связи с большей степенью освоения суши? 3. Какие особенности строения и жизнедеятельности хвостатых амфибий доказывают, что они не смогли стать сухопутными? 4. Почему они не реагируют на сидящего комара, а летящего в их поле зрения хватают моментально? 5. Как размножаются? 6. Назовите представителей отряда хвостатых. Материал для исследования: Учебник параграф 24, страницы Результаты исследования оформите в виде отчета и вложите их в файлы: - фотографии и комментарии к ним (3-4 предложения)
5 группа Тема исследования группы: « Значение Земноводных в природе и в жизни человека » Цель исследования: выявить, каково значение Земноводных в природе и в жизни человека. Вопросы: 1. Как лягушки предсказывают погоду? 2. Каково значение земноводных в природе? 3. Решите задачу: Одна лягушка за весну и лето уничтожает 1260 вредителей сельского хозяйства. Сколько вредителей будет уничтожено популяцией лягушек численностью в 500 особей за 2 года? 4. Каково значение земноводных для человека? 5. Зачем в старину лягушек помещали в крынки с молоком? Материал для исследования: Учебник параграф 24, страницы Результаты исследования оформите в виде отчета и вложите их в файлы.
6 группа Тема исследования группы: « Земноводные под охраной человека » Цель исследования: выяснить, какие земноводные занесены в Красные книги мира, России, Омской области. Вопросы: 1. Сколько видов земноводных занесено во Всемирную Красную книгу ? 2. Сколько видов земноводных занесено в Красную книгу России? 3. Какие земноводные охраняются на территории Омской области? Материал для исследования: Красная книга Омской области Информационные листы Результаты исследования оформите в виде отчета и вложите их в файлы: - фотографии и комментарии к ним.
Земноводные первыми из позвоночных научились дышать с помощью легких, в процессе дыхания у амфибий участвует и кожа. Амфибии первыми встали на ноги. До этого на Земле ни у кого из позвоночных просто не было ног. Ноги земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей. Земноводные научились поворачивать голову – у них есть шейный отдел позвоночника, состоящий из одного позвонка.
Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной (барабанной перепонкой) и снабженное специальными косточками для усиления и передачи возникающих колебаний. Лягушки – первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смазка – слюна. Однако она не содержит пищеварительных ферментов. Они первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания у них появились подвижные веки.
Лягушки томные в пруду Расселись важно и надменно. Не бей лягушек! Береги! А вдруг одна из них царевна?!
Из бесхвостых земноводных самая крупная – лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см и может достигать вес – 3,66 кг.
Самая большая жаба – жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и Австралии. Масса среднего экземпляра составляет 450 г.
Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5 м в длину, - исполинская саламандра. Живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии.
Самое северное земноводное – сибирский углозуб, который встречается даже в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до -45 градусов, способен вмерзать в лед и "оживать" после оттаивания.