УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Исполнитель: Плетнева Елена Владимировна Научный руководитель: Медведева Людмила Георгиевна, ст. преподаватель
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить результативность условий формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы. теоретически обосновать и экспериментально подтвердить результативность условий формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы.
Объект исследования: формирование интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы. формирование интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы. Предмет исследования: условия формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы. условия формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы.
Гипотеза исследования: процесс формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы может быть успешным, если педагог: процесс формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы может быть успешным, если педагог: руководствуется методическими закономерностями работы с художественным текстом; руководствуется методическими закономерностями работы с художественным текстом; выделяет этапы работы над художественным произведением и использует разные методы и приемы работы, соответствующие задачам уроков литературы; выделяет этапы работы над художественным произведением и использует разные методы и приемы работы, соответствующие задачам уроков литературы; знакомит с произведениями разных родов и жанров; знакомит с произведениями разных родов и жанров; создает ситуации развития творческих возможностей детей; создает ситуации развития творческих возможностей детей; работает над возрождением традиции семейного чтения. работает над возрождением традиции семейного чтения.
Задачи исследования: 1. Проанализировать требования к урокам литературного чтения, их задачи, типологию. 2. Выявить условия формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы. 3. Провести экспериментальную работу по внедрению комплекса условий формирования интереса к чтению у учащихся начальной школы на уроках литературы и сделать соответствующие выводы.
Вывод Все уроки литературного чтения ориентированы на формирование, читательских умений, читательской самостоятельности, на развитие творческих возможностей детей и интереса к чтению. Все уроки литературного чтения ориентированы на формирование, читательских умений, читательской самостоятельности, на развитие творческих возможностей детей и интереса к чтению.
Интерес – это направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями (Г.И. Щукина). Читательский интерес – это выделение из огромного мира литературы определенной книги, т.е. выбор книги, которая имеет для читателя значимость в меру соответствия его потребностям ( Б.Г.Ананьев). Читательский интерес – это выделение из огромного мира литературы определенной книги, т.е. выбор книги, которая имеет для читателя значимость в меру соответствия его потребностям ( Б.Г.Ананьев). Интерес к чтению – это потребность читать разнообразные книги.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ При анализе произведений руководствоваться методическими закономерностями работы с художественными текстом Выделять этапы работы над художественным произведением и использовать разные методы и приемы работы с произведением Работать над возрождением традиции семейного чтения Знакомить с произведениями разных родов и жанров Создавать ситуации развития творческих возможностей детей
Констатирующий эксперимент Цель – выявление уровня сформированности интереса к чтению у детей и уровня компетентности педагогов по организации работы над его становлением. Задачи: разработать и подобрать комплекс учебного и диагностического материала для исследовательской работы, провести эксперимент; разработать и подобрать комплекс учебного и диагностического материала для исследовательской работы, провести эксперимент; изучить особенности работы учителей начальных классов по использованию условий формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы; изучить особенности работы учителей начальных классов по использованию условий формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы; проанализировать полученные результаты и сделать выводы. проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Констатирующий эксперимент Работа с учащимися Работа с учителями Диагностика уровня сформированности интереса к чтению у учащихся на уроках литературы Диагностика уровня компетентности педагогов по формированию интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы
Результаты диагностики уровня сформированности интереса к чтению у учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов (констатирующий эксперимент)
Результаты диагностики уровня компетентности педагогов по формированию интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы (констатирующий эксперимент)
Формирующий эксперимент Цель – формирование интереса к чтению у детей младшего школьного возраста на уроках литературы, а также повышение уровня сформированности интереса к чтению у учащихся. Задачи: спланировать и провести уроки литературы с введением комплекса условий формирования интереса к чтению у младших школьников; спланировать и провести уроки литературы с введением комплекса условий формирования интереса к чтению у младших школьников; разработать тематику и содержание методических занятий для учителей начальных классов по введению комплекса условий формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы ; разработать тематику и содержание методических занятий для учителей начальных классов по введению комплекса условий формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы ;
Формирующий эксперимент Работа с учащимися: планирование и проведение уроков классного и внеклассного чтения с введением комплекса условий формирования интереса к чтению у младших школьников. планирование и проведение уроков классного и внеклассного чтения с введением комплекса условий формирования интереса к чтению у младших школьников.
Формирующий эксперимент Тема урокаУсловия формирования интереса к чтению С. Есенин «Поет зима - аукает…», «Береза», С.Я. Маршак «Кот и лодыри», С. Дрожжин «Улицей гуляет…», А.Блок «На лугу» и другие К.И.Чуковский «Федорино горе», Н.Н. Носов «На горке», «Затейники», С.Есенин «Поет зима- аукаеи…» и другие метод объяснительного чтения, эмоционально-понятийный метод; стилистический анализ; выразительные средства языка; приемы - словесное рисование, выразительное чтение, произведения учителем вслух; вид чтения -перечитывание. метод литературного чтения; проблемный и стилистический анализ, анализ художественных образов.
Формирующий эксперимент Тема урокаУсловия формирования интереса к чтению С.Михалков «Мой щенок», А.Блок «Весна», Н.Носов «Живая шляпа», Я.Аким «Первый снег», К.Бальмонт «Светло-пушистая…», пьеса «Лодка» и другие метод литературного чтения; анализ развития действия и художественных образов; вид чтения – многочтение; приемы и творческие задания – чтение по ролям, подбор пословиц, словесное рисование, озаглавливание, творческий пересказ, отбор материала для характеристики героя, презентация и инсценирование.
Формирующий эксперимент Тема урокаУсловия формирования интереса к чтению Народная пьеса «Лодка», «Каша из топора», Н.Носов «На горке», Ф.И.Тютчев «Весенние воды», «Писатели – детям» и другие Конкурс «Папа, мама, я – читающая семья» анализ произведений разных родов и жанров. возрождение традиции семейного чтения.
Формирующий эксперимент Работа с учителями: сообщение теоретического материала в форме доклада по теме: «Основные направления литературного анализа в начальной школе»; сообщение теоретического материала в форме доклада по теме: «Основные направления литературного анализа в начальной школе»; взаимопосещения учителями уроков; взаимопосещения учителями уроков; проведение практического занятия в форме «круглого стола» по теме: «Интерес к чтению, как его пробудить?» проведение практического занятия в форме «круглого стола» по теме: «Интерес к чтению, как его пробудить?»
Контрольный эксперимент Цель – проверить результативность условий формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы. Задачи: провести диагностики уровня сформированности интереса к чтению у учащихся на уроках литературы, используемые на констатирующем этапе эксперимента; провести диагностики уровня сформированности интереса к чтению у учащихся на уроках литературы, используемые на констатирующем этапе эксперимента; проанализировать результаты эксперимента по введению комплекса условий формирования интереса к чтению у младших школьников; проанализировать результаты эксперимента по введению комплекса условий формирования интереса к чтению у младших школьников; соотнести результаты констатирующего и контрольного экспериментов и сделать вывод об эффективности проведенной работы. соотнести результаты констатирующего и контрольного экспериментов и сделать вывод об эффективности проведенной работы.
Результаты диагностики уровня сформированности интереса к чтению у учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов (контрольный эксперимент)
Результаты диагностики уровня сформированности интереса к чтению у учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов (контрольный и констатирующий эксперименты)
Результаты диагностики уровня компетентности педагогов по формированию интереса к чтению у младших школьников (контрольный эксперимент)
Результаты диагностики уровня компетентности педагогов по формированию интереса к чтению у младших школьников (констатирующий и контрольный эксперименты)
Проведенное диагностическое исследование и его анализ показали: Целенаправленная и систематическая работа по введению комплекса условий формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы значительно повышает уровень сформированности интереса к чтению у учащихся, и, как следствие улучшает показатели сформированности интереса к чтению. Целенаправленная и систематическая работа по введению комплекса условий формирования интереса к чтению у младших школьников на уроках литературы значительно повышает уровень сформированности интереса к чтению у учащихся, и, как следствие улучшает показатели сформированности интереса к чтению. Учителя начальных классов после проведенной работы стали глубже понимать важность обозначенной проблемы. Учителя начальных классов после проведенной работы стали глубже понимать важность обозначенной проблемы.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ