Привалова Елена Валентиновна, учитель истории и обществознания Якшангской средней общеобразовательной школы Поназыревского района Приемы формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания
Изменение системы образования век: Учитель – учебник – учебник – ученик ученик Конец 20 века – начало 21 века: Ученик – Предметно- Предметно- информационная среда – учитель учитель
Исходя из целей модернизации образования перед учителем ставится цель: готовить выпускника, способного самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Дидактические принципы Принцип адаптивности Принцип адаптивности Принцип развития Принцип развития Принцип психологической комфортности Принцип психологической комфортности Принцип целостности содержания образования Принцип целостности содержания образования Принцип ориентировочной функции знаний Принцип ориентировочной функции знаний Принцип обучения деятельности Принцип обучения деятельности Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации Принцип формирования потребности в творчестве и умения творчества Принцип формирования потребности в творчестве и умения творчества
Ключевые компетентности - это Усвоение способов приобретения знаний из различных источников. Усвоение способов приобретения знаний из различных источников. Умение анализировать ситуацию, навыки самоорганизации. Умение анализировать ситуацию, навыки самоорганизации. Выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя. Выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя. Выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность. Выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.
Ученик должен научиться: Самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике. Самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике. Критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной жизни проблемы и искать пути их решения. Критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной жизни проблемы и искать пути их решения. Грамотно работать с информацией. Грамотно работать с информацией. Быть коммуникабельным, контактным, уметь работать сообща, выходить из конфликтных ситуаций. Быть коммуникабельным, контактным, уметь работать сообща, выходить из конфликтных ситуаций. Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта. Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта.
Формирование культуры умственного труда с помощью алгоритмов учебных действий Алгоритмы способствуют : Алгоритмы способствуют : Овладению обобщенными знаниями о видах учебной деятельности; Овладению обобщенными знаниями о видах учебной деятельности; Совершенствованию видов творческих письменных работ и общеучебных интеллектуальных умений Совершенствованию видов творческих письменных работ и общеучебных интеллектуальных умений Развитию основных процессов мыслительной деятельности Развитию основных процессов мыслительной деятельности Усвоению переноса интеллектуальных умений из одной ситуации в другую. Усвоению переноса интеллектуальных умений из одной ситуации в другую.
Интегральный алгоритм чтения 1.Наименование источника (Н) 2.Автор (А) 3.Выходные данные (В) 4.Основное содержание (О) 5.Фактографические данные (Ф) 6.Новизна материала, критика (К) 7.Возможности использования (П) на практике (П) Н А В О Ф К П
Дифференциальный алгоритм чтения 1 этап Выделение ключевых слов в отрезках текста 2 этап Составление из них смысловых предложений 3 этап Выделение основного смысла содержания отрезка текста 2 этап Составление из них смысловых предложений 3 этап Выделение основного смысла содержания отрезка текста
Приемы работы с большими объемами информации по технологии критического мышления Кластер («гроздь») Кластер («гроздь») «ИНСЕРТ»: Интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления «ИНСЕРТ»: Интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления Таблица «тонких» и «толстых» вопросов Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
Приемы работы с большими объемами информации по технологии критического мышления «концептуальная таблица» «концептуальная таблица» Таблица « Кто? Что? Когда? Где? Почему?» Таблица « Кто? Что? Когда? Где? Почему?» Художественная форма рефлексии – синквейн. Художественная форма рефлексии – синквейн. Стратегия РАФТ :Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). Стратегия РАФТ :Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).
Источники знаний
Динамика качества знаний, учебных умений и навыков учащихся за годы.
Динамика уровня обученности учащихся Якшангской средней школы по истории (развитие класса за три года)
Динамика уровня обученности учащихся Якшангской средней школы по обществознанию (развитие класса за три года)
Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей