Проблема развития познавательной активности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Познавательная активность отражает определенный интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора. Актуальность
Проблемы Успешность учебы и прочность знаний находятся в прямой зависимости от уровня развития интереса к предмету Отсутствие устойчивой мотивации изучения предмета приводит к потере интереса к учебе в целом
В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении физике. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во- первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому, мы считаем, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена Обоснование проекта
Цель проекта Создание условий для повышения мотивации и развития познавательной активности учащихся на уроках физики
Гипотеза Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Задачи проекта Создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе Развитие логического мышления учащегося Формирование мотивов учения
Сроки реализации проекта Январь 2011 года – апрель 2011 года Обучающиеся 7 – 9 класса
Этапы реализации проекта I. Иформационно-аналитический этап 1. Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы 2. Диагностика обучающихся II. Технологический этап 1 1. Составление программы работы с обучающимися 2. Разработка методических и дидактических материалов III. Практический этап Применение методов и приемов по активизации в урочной деятельности IV. Аналитический этап Диагностика и мониторинг знаний и умений обучающихся. 2. Подведение итогов, выводы
Стадии развития познавательной активности любопытство любознательность Научный поиск
Эвристические беседы Уроки-семинары Использование произведений искусства, художественной и научно-популярной литературы, телевизионных научно- популярных передач Физические эксперименты Домашние опыты Занимательные формы (кроссворды, Способы реализации познавательной активности
Технологии
Система мониторинга и оценки Диагностика уровня развития коммуникативных и исследовательских навыков Мониторинговые исследования качества знаний обучающихся по физике Диагностика уровня познавательной активности
Мониторинг качества знаний в 9 классе
Результаты проекта Активизация творческой деятельности обучающихся Обогащение и активизация словаря детей Повышение уровня сформированности ключевых компетенций Повышение интереса к учению и развитие учебных мотивов Более прочное и неформальное усвоение знаний
Вывод Гипотеза подтвердилась: развитие познавательной активности способствует повышению творческой деятельности учащихся, качеству знания и повышению положительных мотивов к учебе в целом
Итоги Целенаправленная работа по формированию стойкого интереса к предмету, применение активных форм обучения приносит свои плоды. Все приведенные приемы были многократно практически апробированы на уроках, имели положительный результат в формировании как кратковременного, так и устойчивого интереса к изучаемому материалу и всего предмета в целом, что в конечном итоге способствовало повышению продуктивности, эффективности урока, раскрытию, реализации и развитию индивидуальности учащихся.
Информационные ресурсы Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М.:Просвещение, Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983 Интернет – ресурс: Википедия. Королев Ю.А. Физика и юмор.//Физика в школе. – Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение,