Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения Автор: Музипова С.Р.
Актуальность темы Вначале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. В рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» главным результатом образования «должно стать его соответствие целям опережающего развития». Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем: «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания на всех «этажах» системы российского образования сегодня вновь обращаются к методу проектов.
Цели: Задачи развития: Развитие свободной творческой личности ребёнка. *Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; *Равитие познавательных способностей; *Развитие творческого воображения; *Развитие творческого мышления; *Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте -вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) -активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации(вместе с педагогом) -формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)
Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; -Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; -- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Из истории возникновения проектного метода Основоположник проектного метода У.Х. Кильпатрик Опыты включают Виды проектов Постановка проблемы Оценка выполнения Составление плана её реализации Созидат- ельный (произво- дительный) Потребитель ский(изготов ление предметов) Проблемный (преодоление интеллектуальных затруднений) Проект- упражнение
Метод проектов по В.М. Крупениной. Педагогические принципы Самодеятельность Деятельный подход Актуализация субъективной позиции ребенка в пед. процессе Учет возрастных и инд. особенностей детей Взаимосвязь пед. процесса с окружающей средой Сотрудничество детей и взрослых Этапы проекта Постановка задачи Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии Учет проделанной работы Разработка самого проекта принятого задания Непосредственно трудовая работа
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта 1.На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. 2.2.Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями) 3.Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. 4. Составление плана – схемы проекта. 5. Сбор, накопление материала. 6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. 7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения. 8. Презентация проекта, открытое занятие.
Классификация проектов используемых в ДОУ В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов: Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна. Ролево- игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные проблемы. Информационно – практико – ориентированные: дети информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»)
Основные этапы проектного метода 1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени. 2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: - к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); - в каких источниках можно найти информацию; - какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); - С какими предметами научиться работать для достижения цели. 3. Выполнение проекта – практическая часть. 4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Первый этап. -Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта) -вводит в игровую(сюжетную) ситуацию. -формулирует задачу (нежестко) -Вхождение в проблему -Вживание в игровую ситуацию -Принятие задачи - Дополнение задач проекта Деятельность педагога Деятельность детей
Второй этап. -помогает в решение задачи -помогает спланировать деятельность -организует деятельность -объединение детей в рабочие группы -распределение амплуа Деятельность педагога Деятельность детей
Третий этап. -практическая помощь (по необходимости) -направляет и контролирует осуществление проекта -формирование специфических знаний, умений, навыков Деятельность педагога Деятельность детей
Четвертый этап. -Подготовка к презентации. Презентация. -продукт деятельности готовят к презентации -представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
Примеры различных видов проектов История русского костюма «Тайны растений» «Осенние мотивы» «Мой цветок» «Моё тело»
Значения проектного метода Для детей Расширяются знания ребенка о различных областях действительности, развиваются общие способности детей- познавательные, коммуникативные и регулярные, сказывается на общем групповом развитии детей приобретают необходиммые социальные навыки- они становятся внимательнее друг к другу, меняется содержание игровой деятельности детей- она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами малыши становятся интересны друг к другу. Для педагога Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонные действий, а требует ежедневного творческого, личностного роста. Для родителей Развиваются детско – родительские отношения. Ребёнок оказывается содержательно интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая близким взрослым уже в знакомых ситуациях новое. Реальная жизнь ребёнка и родителей наполняется богатым содержанием, которое может быть представлено в виде альбомов, увлечений, традиций.
Советы воспитателю по работе на проектом 1. Глубоко изучить тематику проекта. 2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. 3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. 4. Создавать игровую мотивацию, опираясь над интересы детей и их эмоциональный отклик. 5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. 6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. 7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. 8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. 9. Развивать творческое воображение и фантазию детей. 10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. 11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.