Работа с семьей ГОУ школа 512
Цель: Выработка единых требований семьи и школы. Поиск совместных путей решения общих проблем и задач воспитания.
Задачи: Продолжение работы над повышением ответственности родителей за своих детей. Совершенствование условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности. Защита законных прав и интересов обучающихся. Организация и проведение общешкольных мероприятий. Участие в укреплении материально-технической базы школы.
ДатаМероприятие Сентябрь1.Заседание родительского комитета, посвященное началу учебного года. Определение кандидатур родителей для работы в новом родительском комитете. 2.Знакомство с планом воспитательной работы на новый учебный год. 3.Родительские собрания по классам. 4.Знакомство родителей с едиными требованиями к школе. /Устав школы./ 5.Изучение родительским комитетом вопроса организации питания учащихся в новом учебном году. 6.Оказывать содействие в проведении праздника «День здоровья». Октябрь Ноябрь
Декабрь1.Контроль за соблюдением единых требований. 2.Подготовка и проведение новогодних праздников в школе. 3.Подведение итогов результатов учебной деятельности учащихся класса за 1 полугодие 4.Общешкольное родительское собрание Январь1.Заседание родительского комитета. 2.Совет профилактики правонарушений 3.Проведение Вахты Памяти 4.Родительский лекторий: «Вредные привычки и как сними бороться». 5.Участие родителей в районном празднике « Семейные игры» Февраль1. Заседание родительского комитета. Подведение итогов работы родительского комитета за 1 полугодие. Определение задач 2 полугодия. 2. Проведение праздника « День Защитника Отечества – Невские богатыри» 3. Индивидуальные беседы с родителями, которые не занимаются воспитанием своих детей. /Не посещают родительские собрания./ 4. Родительский лекторий: «Вредные привычки и как сними бороться». 5. Лыжня России-2012 Март1.Контроль за соблюдением единых требований к школе. 2.Подготовка праздника « Последнего звонка» 3.Родительский лекторий « Азбука нравственности» 4.Круглый стол « Мамы всякие нужны, мамы всякие важны…» Апрель1.Проведение месячника « Городу СПб – чистоту и порядок» 2.Рейды родительских комитетов. Посещение проблемных семей. 3.Индивидуальные консультации для родителей психолога, врача 4.Встреча с администрацией школы по организации и подготовке класса к государственным экзаменам /9,11 классы/. 5.Общешкольное родительское собрание. Май1.Подготовка к празднику, посвященному Дню Победы. 2. Участие родительской общественности в праздниках «Последний звонок» и « До свидания, начальная школа» 3. Организация летнего отдыха учащихся 4. Годовой отчет о работе родительского комитета на Совете школы.
Цели и задачи работы с родителями Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся. Изучение воспитательных возможностей семей. Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого – педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры. Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей. Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.
Принципы проектирования родительского всеобуча: учет личностных интересов, склонностей и возможностей родителей; включение родителей в учебно – воспитательные ситуации через интегрированные широкие творческие задачи, образующие целесмысловое поле; постоянная актуализация самоопределения родителей в целях и смыслах их деятельности; культивирование конструктивного взаимодействия и общения родителей; увязывание содержания всеобуча и социальной поддержки педагогов
Формы работы с родителями
Научно-практическая конференция Конференции проводятся 1 – 2 раза в год, так как требуют тщательной подготовки. Ход конференции обсуждается на родительском комитете: продумывается план, выявляются семьи, чей опыт воспитания достоин распространения. Успех конференций зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценивать воспитательный процесс, увидеть возможность совершенствования форм и методов сотрудничества с детьми.
Примерные темы для совместного обсуждения на конференции: «Основы построения общения с ребенком» «Права и обязанности ребенка в семье» «Стили и методы воспитания ребенка в семье» «Психология ребенка» «Особенности адаптации ребенка в школе» «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.
. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Виды собраний : Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.). Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей). Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год). Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов: Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников. Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы. Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.). Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность. Личные беседы с родителями.
Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов: родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе; тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей; собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии); классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него; родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность; каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
Семь правил успешного проведения родительского собрания Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Доверяйте! Учитесь! Спрашивайте! Благодарите!
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании: Снять собственное напряжение перед встречей с родителями. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание. Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы. Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
Особенности интеллектуального и личностного развития шестилетних детей. 1 класс Особенность учебников, по которым ваши учатся дети2 класс Семейные праздники и их значение для ребенка3класс Ваш ребенок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании 4класс Трудности адаптации пятиклассников к школе5класс Первые проблемы подросткового возраста6класс Роль отца и матери в семье7класс Ваш ребенок влюбился…8класс Как подготовится к будущим экзаменам9каласс
2 четверть Леворукость и праворукость-1 класс Утомляемость ребенка и кА с ней бороться-2класс Если ваш ребенок часто более-т-3класс О чем расскажет школьный дневник-4 класс Здоровый образ жизни в жизни школьника-5класс Как развивать у ребенка работоспособность?-6класс Плохие отметки и их причины-7класс Учебная дисциплина и ее значение в жизни восьмиклассника-8класс Эмоции и чувства в разговоре с подростком-9класс Компания в жизни старшеклассников-10класс Как избежать конфликтов в общении со взрослым сыном или дочерью- 11класс
1 четверть Особенности интеллектуального и личностного развития шестилетних детей.1 класс Особенность учебников, по которым ваши учатся дети2 класс Семейные праздники и их значение для ребенка3клас Ваш ребенок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании 4класс Трудности адаптации пятиклассников к школе 5класс Первые проблемы подросткового возраста6класс Роль отца и матери в семье7класс Ваш ребенок влюбился…8класс Как подготовится к будущим экзаменам9каласс Профессиональная направленность и интересы10класс Роль традиции семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии11класс
3 четверть Как развить у ребенка желание читать 1 класс Поощрения и наказания в семье2класс Как развить память ребенка 3класс Нравственные уроки начальной школы4класс Влияние телевидения на характер моего ребенка5класс Компьютер в жизни школьника. « За» и « против»6класс Увлечения и интересы семиклассника7класс О значении домашнего задания в учебной деятельности8класс Как научить сына или дочь говорить « нет»9класс Как научить доверять своему ребенку и пользоваться его доверием10класс Хорошие родители. Какие они?11класс
4 четверть Подвижные и медлительные игры 1 класс Как научить ребенка говорить правду.2класс Домашнее задание и их назначение3класс Способности и прилежание4класс Творчество в жизни ребенка5класс Вредные привычки ребенка.Как им противостоять?6класс Безответственность. Как с этим бороться?7класс Ваш ребенок в школе и после школы.8класс Выбор дальнейшего пути9класс Учебные итоги 10 класса- ступенька в будущее.10класс Дороги, которые мы выбираем11класс