ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В рамках перехода школы на систему предпрофильной подготовки актуальной становится разработка элективных курсов для обучающихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Элективный курс для учащихся 8-9 классов «Экология города и экология человека в городской среде» Элективный курс для учащихся 8-9 классов «Экология города.
Advertisements

Тема: «Введение» урок 1 Цель: познакомить с новым направлением в мире – глобальная география; формировать глобальное мышление; развивать познавательный.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Коммерческая география. Россия и мировой рынок.
Современный школьный учебник по географии (Анализ УМК В.Н. Холиной «География:профильный уровень») Учитель географии МОУ «Лямбирская СОШ 2» Лямбирского.
НАСЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО КРАЯ И ЕГО КУЛЬТУРА Элективный курс по географии Фомина Вера Викторовна, учитель географии МОУ СОШ 5.
Мировая география в деталях программа спецкурса для 10 – 11 классов Автор : Напрюшкина Валентина Федоровна Учитель географии МБОУ «Школа 23»
Программа элективного курса по географии для учащихся классов «Природа и человек: проблемы экологии» составитель – учитель географии МАОУ Центр образования.
ОСОБЕННОСТИ УРБАНИЗАЦИИ НАЧАЛА XXI ВЕКА. АГЛОМЕРАЦИИ И УРБАНИЗИРОВАННЫЕ ЗОНЫ. Предмет : Планировка, застройка и реконструкция населенных мест Выполнил.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 10 с углубленным изучением математики» « Рынок труда города Ангарска» Программа элективного курса по географии.
Элективный курс по теме «Кто хочет стать предпринимателем?» разработан для учащихся 9 классов продолжительность курса 23 часа Вид программы: межпредметная.
Хроника основной проблематики аграрных исследований Т.И. Заславской и ее школы I. От трудодня к производительности труда СССР - США ( ) II. Социальная.
Политико-экономические особенности пореформенного развития малых государств (на примере Республики Беларусь и Латвийской Республики)
Эксперимент и моделирование в физике Элективный курс 8 класс.
Инновационный продукт Программа «Изучаем нормы МГП МБОУ «СОШ 15»
Методическая работа – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный.
Тема диссертационного исследования: «Роль внешнеторгового баланса в обеспечении роста национальной экономики» Научный руководитель к.э.н., доцент Дрозд.
Тема диссертационного исследования: «Роль внешнеторгового баланса в обеспечении роста национальной экономики» Научный руководитель к.э.н., доцент Дрозд.
ПРО- ГНОЗИ- РОВАНИЕ Маркин Сергей Менеджмент 2 КУРС.
Элективный курс «Экономика, здравствуй!» Цель: Создавая учебную ситуацию в ходе изучения курса, побудить учащихся увидеть и понять необходимость получения.
Элективный курс (предпрофильная подготовка) Математика в экономике (экономические задачи) Разработка учителя математики Опалевой Л.А. МОУ «Гимназия 8»
Транксрипт:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В рамках перехода школы на систему предпрофильной подготовки актуальной становится разработка элективных курсов для обучающихся 9 класса. Данный курс является пропедевтическим для профильных классов экономической направленности. Введение данного курса позволяет расширять и углублять знания о географии городов. Содержание курса неразрывно связано с глобальными проблемами городов, решаемыми представителями многих научных дисциплин – экономистами, социологами, экологами, ну и, конечно, географами, которых интересуют прежде всего пространственные аспекты урбанизации – закономерности размещения городов и функционирования городского пространства, системы расселения.

Ц е л ь к у р с а - помочь обучающимся сделать осознанный выбор в условиях социальных альтернатив и нести за него ответственность.

З а д а ч и к у р с а : Познакомить обучающихся с повышением роли городов в жизни общества, с распространением городского образа жизни и сформированием систем расселения. Показать большое практическое значение изучения экономической и социальной обстановки в городах на особенностях использования и освоения человеком городского пространства. Развивать представление об экономической структуре и микро географии городов, в которых активизируются как локальные, так и общеплановые процессы и явления.

В процессе изучения данного курса предполагается продолжить работу обучающихся над освоением различных методов исследований работы, прежде всего при разработке учебных проектов на примере решения социально – ориентированных задач. Задачи и основное содержание курса определяет и форму проведения занятий: лекции, деловые игры, практические работы, круглые столы и т. д.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1 Город. Крупнейшие города древности и современности. Факторы, позволяющие отличить городской населенный пункт от сельского. Границы города: юридические и фактические. Пределы роста городов. Гипотезы возникновения городов. Примерное распределение уроков по теме 1 Урок 1. Город: границы, размеры, пределы роста. Урок 2. Гипотезы возникновения городов. Крупнейшие города древности и современности. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны уметь: определять различия между городскими населенными пунктами и сельскими; объяснять, города каких размеров оказываются наиболее экономичными и почему; приводить примеры крупнейших городов древности и современности.

Тема 2. География мирового процесса урбанизации. Методы анализа, позволяющие количественно оценить уровень урбанизации. Особенности урбанизации в развитых и развивающихся странах. Экологическая ситуация в городах. Примерное распределение уроков по теме 2 Урок 1. Региональные различия процесса урбанизации. Урок 2. Город и окружающая среда. Круглый стол Состояние окружающей среды в городах по сравнению с сельскими районами. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны уметь: называть важнейшие показатели, характеризующие процесс урбанизации; определять особенности урбанизации в развитых и развивающихся странах; оценивать экологическую ситуацию в городах.

Тема 3. Модели оптимального размещения городов. Общие схемы размещения населенных пунктов. Формирование системы расселения. Идеальные системы расселения. Иерархия городов. Правило Ципфа. Регулирование систем городского расселения. Примерное распределение уроков по теме 3 Урок 1. Системы расселения. Урок 2. Иерархия городов. Практическая работа. Построение кривой Ципфа. Урок 3. Регулирование систем городского расселения. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны уметь: Проводить сравнительный анализ существующих размещений городов с идеальным; Объяснять динамику системы расселения; Выделять города различных иерархических уровней; Называть причины несоответствия реальных и идеальных систем расселения.

Тема 4. Экономическая структура города. Особенности использования и экономического освоения человеком городского пространства. Характер использования земель в городах в условиях рыночной экономики. Размещение жилой застройки в городах. Цена на жилье. Примерное распределение уроков по теме 4 Урок 1. Экономика города. Урок 2. Рынок городских земель. Ролевая игра Рынок земли и жилья. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны уметь: Называть основные сектора экономики города; Распределять цену на землю и на жилье в зависимости от различных факторов, ее определяющих; Составлять схему размещения функциональных зон города (района, микрорайона).

Тема 5. Методы государственного регулирования территориальной структуры города. Возможности управления территориальной структурой города в условиях рыночной экономики. Метод У. Петти о вреде частной собственности на землю для городской экономики. Законы О зонировании…. Экономические меры регулирования городского расселения. Примерное распределение уроков по теме 5 Урок 1. Опыт США в регулировании территориальной структуры города. Урок 2. История формирования и география функциональных зон города N. Защита творческих проектов. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны уметь: анализировать методы государственного регулирования территориальной структуры города; выбирать оптимальный вариант географии функциональных зон города.

Литература.Лаппо Г.М. Рассказы о городах. – М.: Мысль, 1972.Озерова Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса урбанизации. – М.: Просвещение,1977.Покатаева Т.С. Развивающиеся страны: проблемы урбанизации. – М., 1977.Саушкин Ю.Г., Глушкова В.Г. Москва среди городов мира. – М.: Мысль, 1983.Харитонов В.М. Урбанизация в США. – М.: Изд-во МГУ,1983