Риторика 11 класс
Цель урока: знакомство с новым мариалом. Задачи урока: показать важность понятий «текст», «разновидности общения»; выяснить особенности каждой разновидности; развивать навыки аналитического анализа; показать практическую значимость знания теоретического материала.
Общение – взаимодействие между людьми с помощью речи (речевое общение). Коммуникация – форма взаимодействия людей, основным содержанием которой является передача информации. Текст – это завершённое общение, имеющее своё содержание и построенное по определённой схеме того или иного жанра.
Разновидности общения 1. Непосредственное и опосредованное общение.
Условия непосредственного общения: 1. Общение напрямую, без применения искусственных средств общения. 2. Автор речи может сразу отследить результат своих слов. 3. Огромную роль играют жесты, мимика, рукопожатия и т.д. 4. Это первичное общение, основное, проявляется чаще всего в диалогической форме, но возможен и монолог.
2. Вербальное и невербальное общение
Навербальные (несловесные) средства: мимика; жесты; позы; тембр; интонация; использование пространства общения.
Навербальные (несловесные) средства при опосредованном общении: Тип бумаги; формат; почерк; знаки препинания (?! !!!); шрифты; инт почерк М.Лермонтова рисунки; диаграммы; схемы. Интуитивное восприятие времени
3. Межличностное общение дружеская беседа; семейная ссора; выяснение отношений; телефонные разговоры; переписка по электронной почте; письма.
4. Представительское и ролевое общение В представительском общении участники выступают как представители разных социальных групп, обществ, организаций. Нередко включает в себя и ролевое общение: участники выполняют определенные социальные роли. Ролевое общение не может выходить за рамки представительского.
5. Групповое общение Это общение групп людей или общение одного человека с группой людей. Оно связано с публичной деятельностью и массовой коммуникацией. Публичное общение предполагает, что человек знаком с аудиторией, види ее. Жанры публичного общения: лекция, доклад, проповедь, парламентская речь и т.п. Массовая коммуникация: воздействие на анонимную, неоднородную аудиторию. Средства массвойо коммуникации: периодика, радио, телевидение, Интернет.
6. Общение культур Чужая культура как эталон (англомания) или может вызывать неприязнь (ксенофобия – неприязнь ко всему чужому). Главное в диалоге культур – толерантность. Взаимодействие культур.
7. Общение информативной и регулятивной направленности Информативная направленность Регулятивная направленность Цель общения:Изменение знаний адресатов с помощью сообщения или новой информации. Управление поведением адресата. Примеры: информационные телевыпуски, научно-популярные передачи. публицистические очерки, обращения, декларации.
ПРАКТИКУМ 1.Подумайте, к какому типу общения относится общение начальника с подчиненными на совещании и на праздничной вечеринке?
ПРАКТИКУМ 2.Какую разновидность общения вы предпочитаете? Почему? Какие разновидности общения вызывают у вас затруднения? Почему?
ПРАКТИКУМ 3. Охарактеризуйте одного из ваших знакомых или самого себя с точки зрения ролевого общения: Какие социальные роли выполняет? Удачное общение в роли... Неудачное общение в роли...
ПРАКТИКУМ 4.Какую разновидность общения вы используете для разрешения конфликта с учителем, со сверстниками, с родителями? Почему?
ПРАКТИКУМ 5. Определите, какие невербальные средства используются в следующем тексте: Радио России , Москва, 5-я ул.Ямского поля. Каждый день в 10 часов 10 минут по московскому времени в нашем эфире звучит передача «Детский остров». Она адресована тем, кому нет 10-ти, и тем, кто постарше. На «ДЕТСКОМ ОСТРОВЕ» гостят талантливые дети, знаменитые писатели и артисты, оживают сказки, звучит веселая музыка. Постоянные рубрики: «Полный вперед!» – кают-компания знаменитых капитанов; «Безумное чаепитие у Мартовского зайца» – самая веселая на свете передача; «Колобок и Два Жирафа» - любимые сказки и песни; «Летающий диван» - волшебное путешествие с поэтом Андреем Усачевым; «Великие имена» - рассказы о событиях и людях, повлиявших на ход истории, спектакли по мотивам известных книг для детей.