тема Развитие мыслительных способностей учащихся с проблемами в умственном развитии как фактор успешности их учебной деятельности.
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности по созданию условий, направленных на формирование у учащихся познавательных функций.
Задачи 1/ Повышать собственную профессиональную компетентность через знакомство с новинками методической литературы, современными педагогическими технологиями обучения, посещение уроков и внеклассных мероприятий коллег, участие в семинарах и учёбах на уровне школы, города, области, прохождении курсов повышения квалификации. 2/ Совершенствовать формы обучения детей с ОВЗ через осуществление опытно-экспериментальной деятельности, участие в презентации работы ШМО, взаимодействие с учителями среднего и старшего ступеней обучения, специалистами коррекционной студии. 3/ Создавать условия для развития мыслительных способностей учащихся через создание банка инструментария по коррекции их познавательных функций, совершенствование приемов преподавания. 4/ Повышать уровень аналитической и прогностической культуры через реализацию учебной программы по учебным предметам, диагностику качества образованности, разработку и апробацию «Мониторинга уровня развития мыслительных способностей учащихся начальных классов».
Планируемый результат: 1/ Прохождение курсов повышения квалификации 2/ Наличие практического и аналитического материала, подтверждающего участие в учебно-методической работе школы. 3/ Наличие банка инструментария по коррекции и развитию познавательных функций учащихся для фронтальной и индивидуальной работы, методических разработок уроков, включающих в себя современные педагогические технологии. 4/ Наличие «Мониторинга уровня развития мыслительных способностей учащихся начальных классов». 5/ Наличие положительных результатов уровня развития мыслительных способностей и обучаемости учащихся.
противоречия Усилия учителя добиться положительных результатов через осуществление поисково- теоретической и практической деятельности в работе с учащимися. Крайне низкий уровень сформированнос ти у детей с ОВЗ сознательного, активного познавательного круга интересов.
Благоприятный эмоционально- психологический климат Личностно- ориентированный подход к учащимся Познавательные интересы
Виды мышления Наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования с предметами) Наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений) Словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)
Мыслительные операции АНАЛИЗ СИНТЕЗ СРАВНЕНИЕ ОБОБЩЕНИЕ
График средних показателей качества преподавания за период г.г.
Реализация мониторинговой деятельности «5» - уровень высокий «4» - уровень достаточный «3» - уровень удовлетворительный «2» - уровень низкий Мыслительные операцииПреобладающий вид мышления критерииУровень обучаемости критерии Показателикритерии 1. Анализ –мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. 2. Синтез мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. 3. Сравнение установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. 4. Обобщение мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. «5» - умение самостоятельно выполнять мыслительную операцию, дать объяснение собственным действиям. «4» - умение самостоятельно выполнять мыслительную операцию, но затруднения при объяснении собственных действий. «3» - требуется направляющая помощь учителя при выполнении мыслительных операций. «2» - нуждается в постоянной индивидуальной направляющей учителя при выполнении мыслительных операций. 1. Предметно- действенный 2. Предметно- образный 3. Словесно- логический 1 балл 2 балла 3 балла I. Общекультурный – понимает только основные правила, применяет по образцу и отвечает на вопросы репродуктивного уровня. II. Прикладной - может использовать правила в измененной ситуации, но не выходит за рамки понятийного аппарата. III. Творческий - демонстрирует способность решать проблемы, выходящие за рамки изучаемой темы, применять правила на практике. 1-3 балла 4 -6 баллов 7-8 баллов Примечание: Основной показатель может соответствовать указанному уровню, может быть ниже или выше, поэтому в оценку каждого уровня включено несколько баллов.
Классификация и обобщение Выбрать геометрические фигуры одного цвета Из группы геометрических фигур выбрать кружки Выбрать квадраты одного размера
Сравнение предметов, накладывая один на другой, приставляя один к другому
Синтез, складывая из геометрических фигур или палочек "дом"
Динамика развития мыслительных способностей учащихся за г.г. Вывод : Наблюдается стабильная положительная динамика развития мыслительных способностей учащихся за период обучения в начальных классах.
Динамика развития уровня обучаемости учащихся за период г.г. (индивидуальные достижения)