Рекомендации при работе со слабоуспевающими
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр. 2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. 3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. 5. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце триместра, когда ученик уже не имеет возможности их исправить ( количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих cyть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах и в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий; отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
Здоровьесберегающая составляющая урока:
Критерии здоровье- сбережения ХарактеристикаРациональный уровень Обстановка и гигиенические условия в классе Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители t =18-20 град. Влажность: % Освещенность: Кео= 1,5% Ксв= 0,25% Количество видов учебной деятельности Опрос, письмо, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, описывание и т. д. 4-7 Средняя продолжи- тельность и частота чередования видов деятельности Не более 10 минут
Количество видов преподавания Словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа, практическая работа Не менее 3 -х Наличие и место методов, способствующих активизации Метод свободного выбора, Активные методы (дискуссия, деловая игра, исследование…),методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки) Не менее 6-8 Место и длительность применения ТСО Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения В соответствии с СанПиНами
Поза учащегося, чередование позы Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы Чередование позы в течение урока в зависимости от видов деятельности. Учитель наблюдает за учениками Наличие, место, содержание и продолжитель- ность на уроке моментов оздоровления Физкультминутки. Динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек На 20 и 35 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3- 4 повторениями каждого Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость, интерес Присутствует в полной мере
Распределение интенсивности умственной деятельности Часть урокаВремяНагрузкаДеятельность 1 этап Врабатывание 5 минутОтносительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение. Индукция. Яркое «пятно», неожиданный факт 2 этап Максимальная работоспособно сть минут Максимальное снижение на 15-й минуте Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом 3 этап Конечный порыв минут Небольшое повышение работоспособност и Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного. Афиширование.
9. Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более 2) 10. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия