9 класс Учитель И.А.Кожина
элемент художественной системы, отсылающий к ранее прочитанному, услышанному или виденному произведению искусства.
«знание есть припоминание». Понятие использовалось в платоновском учении о природе человеческой души и учении об идеях. Платон полагал, что для души интуиция служит инструментом сбора информации
На смерть Т. С. Элиота Наследство дней не упрекнет в банкротстве семейство Муз. При всем своем сиротстве,Муз поэзия основана на сходстве бегущих вдаль однообразных дней. Плеснув в зрачке и растворившись в лимфе, она сродни лишь эолийской нимфе, как друг Нарцисс. Но в календарной рифме она другим наверняка видней. 1965
Долголетие и смысл поэзии предстают в античных образах: Музы, нимфа Эхо, Нарцисс Я покидаю город, как Тезей – свой Лабиринт, оставив Минотавра смердеть, а Ариадну – ворковать в объятьях Вакха. Образ поэзии (Пушкин) Образ поэзии (Пушкин)
ПИСЬМА РИМСКОМУ ДРУГУ Посылаю тебе, Постум, эти книги Что в столице? Мягко стелют? Спать не жестко? Как там Цезарь? Чем он занят? Все интриги? Все интриги, вероятно, да обжорство. Я сижу в своем саду, горит светильник. Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых. Вместо слабых мира этого и сильных - лишь согласное гуденье насекомых.
Тебе, чьи миловидные черты, должно быть, не страшатся увяданья, в мой Рим, не изменившийся, как ты, со времени последнего свиданья, пишу я с моря. С моря. Корабли сюда стремятся после непогоды, чтоб подтвердить, что это край земли. И в трюмах их не отыскать свободы Ассоциации косвенны: Орфей и Артемида. Ассоциации косвенны: Орфей и Артемида. Попытка увидеть современную реальность в античных образах
То змейкой, свернувшись клубком, У самого сердца колдует, То целые дни голубком На белом окошке воркует, То в инее ярком блеснет, Почудится в дреме левкоя... Но верно и тайно ведет От радости и от покоя. Умеет так сладко рыдать В молитве тоскующей скрипки, И страшно ее угадать В еще незнакомой улыбке. Анна Ахматова
И когда друг друга проклинали В страсти раскаленной добела, Оба мы еще не понимали, как земля для двух людей мала, И что память яростная мучит, Пытка сильных огненный недуг! И в ночи бездонной сердце учит Спрашивать: о, где ушедший друг? А когда, сквозь волны фимиама, Хор гремит, ликуя и грозя, Смотрят в душу строго и упрямо Те же неизбежные глаза. 1909
Как соломинкой, пьешь мою душу. Знаю, вкус ее горек и хмелен. Но я пытку мольбой не нарушу. О, покой мой многонеделен…
И слава лебедью плыла Сквозь золотистый дым. А ты, любовь, всегда была Отчаяньем моим.
Вечные темы: любовь, предательство. Ощущение возможности победы света над тьмой, если не в реальности, то в душе поэта. О, сколько света дают ночами сливающиеся с темнотой чернила! И. Бродский Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. А.Ахматова
Реминисценция (лат. reminiscentia, воспоминание) элемент художественной системы, отсылающий к ранее прочитанному, услышанному или виденному произведению искусства. Реминисценция это неявная цитата, цитирование без кавычек. Необходимо разграничивать реминисценцию и цитату. Наиболее древними реминисценциями следует признать силуэты, пропорции и сюжеты древних наскальных изображений, повторяемые в «зверином стиле» скифов или в творчестве мастеров современной эпохи (живописцы, ювелиры, дизайнеры и др.). Некоторые тотемы, гербы и торговые марки имеют явную реминисцентную природу. Различают историческую, композиционную, нарочитую неудачную реминисценцию. Реминисценции могут присутствовать как в самом тексте, изображении или в музыке, так и в названии, подзаголовке или названиях глав рассматриваемого произведения. Реминисцентную природу имеют художественные образы, фамилии некоторых литературных персонажей, отдельные мотивы и стилистические приёмы (смотрите взаимоотношения постимпрессионистов и первооснователей импрессионистской живописи).