Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Петербург Достоевского Униженные и оскорбленные в романе
Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит. А.С. Пушкин
«Отвратительный и грустный колорит дня» (ч.1, гл.1) «Великолепная панорама Петербурга» (ч.2, гл.2)
Описания домов, каморок: ч.1, гл.3; ч.1, гл.2)
Родион Раскольников Это была крошечная клетушка, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть- чуть высокому человеку становилось в ней жутко…
Человек в городе Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-под которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что- то было в нем очень странное…
Родион Раскольников Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен
Раскольников и Соня Вдруг он весь быстро наклонился, и, припав к полу, поцеловал ее ногу. - Что вы, что это вы? Передо мной! - Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…
Сцены уличной жизни Катерина Ивановна, в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся на сторону, была действительно в настоящем исступлении. Измучившееся чахоточное лицо ее смотрело страдальнее, чем когда-нибудь. Это было странное зрелище… Сцены уличной жизни: ч.1, гл.4; ч.2, гл.2
Петербург Достоевского Пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» создают образ города, который враждебен человеку, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.
Э. Неизвестный «Крест Раскольникова» Важнейшая символическая деталь – нательный крест, материальный символ христианской веры – устанавливает связи высшего порядка между теми персонажами, которые на нижнем (социальном) уровне восприятия находятся по разные стороны баррикад
Э. Неизвестный «Вера – отчаяние» Ещё не погасло в душе Раскольникова, ещё горит в нём тусклое пламя свечи, при котором Соня читала легенду о воскрешении Лазаря, но надо покаяться, чтобы это пламя освободило от отчаяния и дало веру в возрождение души героя.