Меню План урока 1.Новый облик столицы. 2.Крепостное и церковное строительство. 3.Живопись. 4.Просвещение. 5.Литература. 6.Общественная мысль. 7.Быт.
Меню Задание на урок. Какие новые черты появились в культуре и быте русского народа в 16 веке? С чем это было связано?
Меню 1.Новый облик столицы. Культура всегда чутко реагирует на изменения в жизни страны. Укрепление центральной власти привело к но вому оформлению столицы.Появились городовой приказ, Приказ каменных дел отвечавшие за развитие архитектурного облика Москвы. Из Кремля были выведены все усадьбы, он стал адми- нистративным и культурным центром страны.Здесь появились представительства иностранных госу- дарств, и государственные учреждения. Л.П.А.Бишбуа. Собор Василия Блаженного. Дитография 19 в.
Меню 1.Новый облик столицы. Архитектура 16 века отлича- лась разнообразием сти- лей, особенно в церков- ном зодчестве. Классичес кие соборы соседствова- ли с шатровыми. В гг.на Красной пло- щади воздвигнут храм Василия Блаженного, по- священный взятию рус- скими войсками Казани. Русские мастера Барма и Постник реализовали в нем идею объединения русских земель вокруг Москвы. В.Васнецов.Соборы Московского кремля.
Меню 2.Крепостное и церковное строительство. По границам русского госу- дарства развернулось кру пное крепостное строите- льство.В Поволжье,в Цен- тральном районе и в Си- бири появилось несколь- ко мощных крепостей.В Смоленске под руководст- вом Ф.Коня построили стены длиной 6,5 км с 38 башнями. В Казани Барма и Ширяй воз вели грандиозный комп- лекс Казанского Кремля. Иностранцы считали Псков, Смоленск, Астрахань и Ка- зань неприступными. Церковь Вознесения в Коломенском.
Меню 3.Живопись. Русская живопись развива- лась в рамках иконописи. Самым известным иконопи- сцем стал Дионисий рас- писавший часть Успенско- го собора Московского Кремля.Его работы отли- чают праздничность и све тлая радость. На его иконах святые изоб- ражаются в обрамлении жанровых сцен, описыва- ющих эпизоды их жизни. В период правления Грозно- го в иконы стали включа- ться исторические сюже- ты. Дионисий.Митрополит Алексий с житием.
Меню 3.Живопись. В сер.16 в. В Москве была написана огромная, размером в 4 метра икона-картина «Церковь – воинствующая». В победоносном шествии русских воинов участвуют Владимир I,Александр Невский,Дмитрий Донской и др. Во главе воинства-архангел Михаил.В центре фигура византийского императора Константина.Их встречает богоматерь с младенцем.Икона символизировала по- беду православия над «неверными басурманами». Церковь воинствующая. Икона 16 в.
Меню 4.Просвещение. С образованием единого государства возросла потреб- ность в грамотных людях.По решению Стоглавого собра при цервях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «неду- ховного» звания,которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет.развитие школ пот- ребовало издания учебников. Б.Кустодиев. Школа в Древней Руси.
Меню В 1564 г. при поддержке Ивана Грозного в Москве на Пе- чатном дворе И.Федоров и П.Мстиславец отпечатали первую книгу на русском языке- «Апостол».В 1565 г. из дается «Часослов»-первая книга для обучения грамо- те. И.Федоров был не только издателем,но и талантливым редактором- переводил книги, редактировал их, писал «Введения» и «Заключения». «Апостол»-первая русская книга. 4.Просвещение.
Меню 5.Литература. В 1 пол.16 в. В окружении митрополита Макария были созданы «Четьи Минеи»-церковная книга, в которой по дням распределялись церковные произведения для чтения на службе. В 16 в. Был написан знаменитый «Домострой», содержа- вший наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию, нормам поведения и т.д.главной идеей книги была идея подчинения главе семьи и царю. «Апостол»-первая русская книга.
Меню 6.Общественная мысль. В 16 в. В литературе появля- ется жанр публицистики. Иван Пересветов в пись- мах Грозному предложил царю ряд проектов ре- форм.В переписке Грозно- го с Иваном Курбским рас- сматриваются проблемы взаимоотношения государ ства и общества.Курбский предлагал сословно-пред- ставительскую монархию, а царь отстаивал идею са- модержавной власти. Протопоп Ермолай посвятил трактат крестьянскому во- просу. «Мономахов трон» Ивана Грозного в Успенском соборе.
Меню 6.Общественная мысль. Он доказывал, что богатство государства создается кре стьянским трудом,и что то лько благодаря народу мо гут существовать другие сословия. В 60-е гг. появляется «Сказа- ние о царстве Казанском». Автор описывает как он в плену принял ислам и воз- вратишись из плена вновь стал православным,за что царь наделил его землей. В книге содержится боль- шое количество сведений об истории Казани, опира- ющихся на различные ис- точники. «Колокольня Ивана Великого в Москве.
Меню 7.Быт. Народный быт в 16 в.сохранял прежние черты. Русские люди исповедовали христианство. Самым почитае- мым праздником была Пасха посвященная Воскреше- нию Иисуса Христа.Наряду с церковными сохрани- лись и языческие традиции - на святки народ устраи- вал игрища и обряды. люди переодевались и ходили по домам в с песнями и плясками. Стоглавый собор попытался запретит эти праздненства, но запрет не выполнялся. А.Корзухин.Девичник.
Меню 7.Быт. Люди пытались обобщать свой земледельческий опыт в результате чего возник Земледельческий календарь, составленный в соответствии с местными природны- ми условиями. В городах сказывалось иностранное влияние-появились мужчины без бороды,тюбетейки и др.Церковь повела борьбу с новой модой и приравняла ее к еретическим взглядам. К.Лебедев. Народный танец.