Рыночные отношения в экономике Обществознание, 11 класс, базовый уровень. Учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ 15 Г.И. Непершина
Экономические системы Традиционная экономика На основе традиций, передающихся из поколения в поколение Командная (централизованная), директивная, плановая экономика На основе решений государственных органов, отражённых в планах Рыночная экономика Ориентируется на соотношение спроса и предложения
Экономические системы Традиционная экономика На основе традиций, передающихся из поколения в поколение Командная (централизованная), директивная, плановая экономика Рыночная экономика Смешанная экономика
Рынок и его роль в экономической жизни Рынок – совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).
Спрос Это желание купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в определённый период времени, подкреплённое готовностью оплатить покупку.Это желание купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в определённый период времени, подкреплённое готовностью оплатить покупку. Величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара.
Спрос
изменения в денежных доходах населения (рост доходов увеличивает спрос на разные виды товаров (высококачественные продукты питания, мебель, бытовую технику) при всех возможных ценах на них; изменения в структуре населения (старение населения, рост количества пенсионеров увеличивает спрос на диетическое питание, лекарства, медицинское обслуживание); изменения цен на другие товары, особенно на товары-заменители (рост цен на сливочное масло вызовет повышение спроса на маргарин); экономическая политика правительства (денежные пособия, выплачиваемые государством малоимущим слоям населения, увеличат спрос на товары, потребляемые этой группой населения); изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и др. (увеличение спроса на спортивную обувь в 80-е гг. связано с тем, в среде молодежи она перешла в разряд повседневной).
Закон спроса не действует: при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением ценпри ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством тезаврации денегдля некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством тезаврации денег при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него)при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него)
График спроса P 1 и P 2 - цена Q 1 и Q 2 - величина спроса S - предложение С ростом цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их снижения – меньшие.
изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменение источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства. выход на рынок новых предприятий увеличит предложение вне зависимости от цен; изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход предприятий из отрасли уменьшит предложение); природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая экономику, влияют на сокращение предложения.
Структура рынка По объектам и субъектам
Структура рынка По географическому положению (местный рынок, региональный, российский и пр.) По степени ограниченности конкуренции (свободный или монополистический) По соответствию законодательству (легальный, нелегальный)
Товарная биржа Валютная биржа Биржа труда
Фондовый рынок (ценных бумаг) И Н В Е С Т И Ц И И П Е Р Е Д Е Л С О Б С Т В Е Н Н О С Т И ПОКРЫТИЕ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА
Конкуренция – противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за возможность увеличения прибыли.
Конкуренция – живительная сила экономики Рациональное использование ограниченных ресурсов Снижение издержек производства и реализации товаров и услуг Повышение эффективности производства Улучшение потребительских свойств товаров.
Слово "монополия" является результатом сложения двух греческих слов: monoz ("один") и pwlew ("продаю") = и буквально означает "один продавец". Но в разговорной речи монополией часто называют исключительное право на что- либо.
Маркетинг Деятельность, направленная на изучение спроса и предложения товаров и услуг на рынке (сбор, обработка и распространение экономической информации) с целью продвижения товаров и услуг к покупателю.
Современный рынок Значительно отличается от рынка свободной конкуренции и рынка начала XXв. "Смешанная экономика" существует в развитых странах. В ней действуют: Невидимый рыночный механизм. Государственное регулирование.
Современный рынок Для каждой исторической ситуации необходим поиск оптимального сочетания рыночного и государственного механизмов регулирования экономикой. Рыночная экономика- это отработанный механизм, который координирует деятельность товаропроизводителей и потребителей, она развивается вместе с обществом. Организованный (контрактный) рынок – фирмы, действующие на рынке ограничивают стихию рынка, ориентируют производство на известстных им потребителей по предварительной договорённости.
Домашнее задание. Прочтите документ на стр. 40 – 41, проанализируйте его и ответьте на вопрос 7 на стр. 41 учебника. Практическая работа с документом. § 3, задания 1 – 4, стр.42.