Словесность наша явилась вдруг в 18 веке. А.С.Пушкин. В. И. Федоров называет четыре периода: I период литература петровского времени. Она еще носит переходный характер. Основная особенность интенсивный процесс обмирщения (т. е. замены литературы религиозной литературой светской).
II период ( ) характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка. III период (1760-е первая половина 70-х годов) дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма. IV период (последняя четверть века) начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций».
Литературное направление - с ложившаяся система взглядов на роль, задачи, особенности литературы среди группы писателей. 1. Петровская эпоха: главные качества литературы : - злободневность, - жизнеутверждающий пафос - установка на общедоступность.
« Школьные драмы» (1706 г.) - пьесы, написанные преподавателями духовных учебных заведений. Школьная драма могла наполняться политическим содержанием. Лучшей пьесой школьной драматургии считалась трагикомедия Феофана Прокоповича «Владимир».
Особое значение приобрел жанр повести «Гистории» Характерно: - языковая пестрота, - варваризмы, - славянизмы.
Феофан Прокопович ( ) церковный деятель и писатель. сочиняет духовные вирши, элегии, эпиграммы. составил курсы « Поэтики» и « Риторики» на латинском языке. предложил различать три стиля : «высокий», «средний» и «низкий».
ВЫВОД: литература 18 века обращает свое внимание на поступки ярких исторических персон, влиявших на судьбы стран, писатели указывают на их положительные качества. Авторы не были в стороне от событий, пытались указать пути развития страны, как действовать на благо Отечества, какими быть. Литература имеет гражданственную направленность.
2. Классицизм: ( с лат. Classicus) – «образец», образцовый». Возник в Европе в 17 веке, впервые во Франции, во времена короля Людовика XIV. В России – в 18 веке. Представители классицизма ставили своей задачей создать гармонию в произведении. Если в жизни гармонии нет, значит, она должна быть в произведении.
Представители классицизма в России: А.Д.Кантемир ( г.г.) В. К. Тредиаковский ( ) М. В. Ломоносов ( ) А.П.Сумароков ( )
Черты искусства классицизма: Показать жизнь такой, какой она должна быть согласно разуму (а не такой, какая она есть). Герой обычно воплощает какую-то определенную черту характера (положительную или отрицательную). Идеалом является человек долга, приносящий пользу обществу, патриот, гражданин. Ясность и четкость языка героев, часто говорят «одинаковым языком» (нет социальной характеристики через речь). Простота сюжета (нет фантастики).
Стройность композиции ( 1 сюжет, нет разных сюжетных линий). Правило трех единств: времени, места и действия, т.е. одно действие должно происходить в одном месте в одно время. Не должно быть героев, которые не играют на сцене. Внимание к произведениям античности, которые использовались в качестве образцов. Строгость в жанровом делении ( высокие жанры- трагедия, ода, поэма; Низкие жанры- комедия, сатира, басня). 10.Рационализм (требование соразмерности частей произведения, гармонии).
ВЫВОД: Особенностями русского классицизма являются: а) гражданственность, б) интерес к личности. в) сатирическая направленность.
3.Сентиментализм: (от франц.sentiment – «чувство») Сентиментализм- направление в искусстве, возникло в 18 веке. В России сентиментализм появился в гг. 18 века. Сентиментализм противоположен классицизму, где на первом плане выступал разум, а не чувства. Задача писателей- сентименталистов – заставить читателя сопереживать, сочувствовать героям, вызвать слезы умиления.
Представители сентиментализма в России: А.Н.Радищев ( ) В.А.Жуковский ( ) Н.М.Карамзин ( )
Черты искусства сентиментализма: В центре внимания – мир чувств героя. Идеал- добродетельный герой с богатым духовным миром, умеющий сочувствовать окружающим. Интерес к жизни простых людей, идеализация этой жизни. Особо внимание к природе. Восхищение ею (пейзаж иллюстрирует чувства героя, человек должен жить в гармонии с природой). Духовное равенство всех людей, независимо от их социального положения.
Речь не является средством характеристики героев (как и в классицизме), все говорят на разговорном языке дворянского сословия. Важное место в произведении занимает личность автора, который делится с читателем своими чувствами, мыслями (повествование от первого лица). Жанры: эпистолярный роман (письма, дневники, путевые заметки), повесть, элегия, роман, мемуары, лирические песни.
ВЫВОД: особенностями русского сентиментализма являются: а) сильная дидактическая установка; б) выраженный просветительский характер; в) введение в литературный язык разговорных форм.
Домашнее задание: Выучить лекцию.