Исследовательская деятельность младших школьников в сфере экологического образования на примере изучения воздуха микрорайона школы.
Тема: Изучение состояния воздуха в микрорайоне, в помещении. Работу проводили учащиеся 4 кл «А» МОУ СОШ 5 Дата: сентябрь 2008 г. ок. Муром Владимирской обл.
Цели работы: Исследовать состояние воздуха при наличии ряда факторов; Исследовать состояние воздуха при наличии ряда факторов; Используя различные источники информации познакомиться с экологической обстановкой Используя различные источники информации познакомиться с экологической обстановкой Выявить источники загрязнения воздуха в микрорайоне Выявить источники загрязнения воздуха в микрорайоне Предложить ряд решений по улучшению экологического состояния микрорайона Предложить ряд решений по улучшению экологического состояния микрорайона Определить отношение населения к факторам загрязнения воздуха Определить отношение населения к факторам загрязнения воздуха
Основные методы деятельности: Обработка данных Рекомендации вывода Анализ данных Поисковый
Последовательность деятельности: Учащиеся знакомятся с идеями исследовательской работы; Учащиеся знакомятся с идеями исследовательской работы; Обсуждение необходимых условий и выбор объектов для исследования; Обсуждение необходимых условий и выбор объектов для исследования; Выбор учащимися своей роли; Выбор учащимися своей роли; Подготовка к отчету. Подготовка к отчету.
Этапы индивидуальной работы: Общая цель и конкретные задания каждой группы; I. И сследование загрязнение воздуха автотранспортом; II. Д еревья – показатель загрязненности воздуха; III. Э кологическое состояние помещения; IV. В ыяснение отношения населения к экологической обстановке ;
Разработка учащимися своей части общего исследования; Разработка учащимися своей части общего исследования; Обработка первичных материалов и их анализ; Обработка первичных материалов и их анализ; Написание текстов своих выступлений; Написание текстов своих выступлений; Оформление работ учащимися. Оформление работ учащимися.
Социологический опрос: 1. Как Вы относитесь к экологическим проблемам города? 1. Как Вы относитесь к экологическим проблемам города? 2. Как вы считаете, влияет ли состояние окружающей среды на Ваше здоровье? 2. Как вы считаете, влияет ли состояние окружающей среды на Ваше здоровье? 3. Устраивает ли Вас экологическая обстановка в Вашем районе (микрорайоне)? 3. Устраивает ли Вас экологическая обстановка в Вашем районе (микрорайоне)? 4. Что, на Ваш взгляд, влияет на состояние воздуха в микрорайоне? 4. Что, на Ваш взгляд, влияет на состояние воздуха в микрорайоне?
5. Какие запахи преобладают в микрорайоне? 5. Какие запахи преобладают в микрорайоне? 6. Как Вы считаете, влияет ли на здоровье жителей загрязнение воздуха? 6. Как Вы считаете, влияет ли на здоровье жителей загрязнение воздуха? 7. Имеется ли у Вас автомобиль, и каким топливом вы его заправляете? 7. Имеется ли у Вас автомобиль, и каким топливом вы его заправляете? 8. Из каких источников Вы получаете наибольшее количество экологической информации? 8. Из каких источников Вы получаете наибольшее количество экологической информации?
Результаты опроса: Вывод: Уровень экологической образованности населения – средний Люди критически относятся к сложившейся ситуации, но не торопятся помогать добровольно Созерцатели природы 17 человек Потребители природы 7 человек Защитники природы 72 человека
Автотранспорт и его влияние на окружающую среду Выбор объектов: Выбор объектов: Количество проезжающих машин; Количество проезжающих машин; Количество стоявших машин; Количество стоявших машин; Количество машин, начинающих\заканчивающих движение; Количество машин, начинающих\заканчивающих движение; Вид транспортных средств. Вид транспортных средств.
Результаты деятельности учащихся: влияние автотранспорта на атмосферу Вывод: Контролировать качество топлива; Создание окружной автотрассы.
Выбор необходимых критерий для обследования деревьев: Выбор участка, площадки; Количество деревьев: хвойные; лиственные; Визуально определить внешний вид, вид кроны, состояние листьев и хвои; Изучение дерева по листу: -цвет -запыленность -запах -ломкость
Определение качества воздуха по характерным признакам деревьев: 1. кол-во штук 2. % запыленности листа Вывод: Уменьшить вырубку деревьев Рассаживание тополей Переход автомобилей на газовое топливо
Коэффициент состояния древостоя.( в баллах) Перв- кая ЛакинаПарк Липа 2,7 2,7 1,2 1,2 2,1 2,1 Рябина 2,4 2,4 2,1 2,1 2 Тополь 2,7 2,7 2,2 2,2 2 Ель боярышни к 3 2,2 2,2 1,4 1,4 К < 1,5 – здоровый древостой К= 1,6 – 2,5 – ослабленный К = 2,6 – 3,5 – сильно ослаблены К = 3,6 – 4,5 – усыхающий лес К> 4,6 – погибающий лес
Экология помещения. Критерии выбора: Количество проживающих Преобладающие запахи Количество комнатных растений Их место расположения Как часто делается влажная уборка Необходимо ли проветривать помещение? Зачем нужны двойные рамы?
Изучение свойства воздуха. Состав воздуха; Движение воздуха: Холодный воздух идет понизу из коридора в класс Теплый воздух выходит из класса в коридор сверху Воздух проводит тепло.
Исследование воздуха в помещении.(в баллах) Вывод Чем больше скопление людей, тем воздух более загрязненный Соблюдать гигиену помещения, используя свойства воздуха
Состояние воздуха в классной комнате в течение дня Утро День Вечер
Решение экологических задач:(ответы детей) Осень – время листопада, короткий световой день приводит растения к сбрасыванию листьев Рубить лес зимой. Дерево падает на сугроб, на глубокий снег, которым прикрыт молодняк При сжигании листьев и травы сгорают и минеральные вещества, что приводит к повреждению верхнего слоя почвы. Остаются черные газоны, это некрасиво.
Сущность исследовательской работы: Решение проблемы с нечетко заданными условиями; Содержит противоречия; Допускает серию взаимосвязанных ответов;
Применение творческих заданий помогает - Демонстрировать красоту научной мысли; Демонстрировать красоту научной мысли; Использовать полученные учащимися знания для решения учебных задач; Использовать полученные учащимися знания для решения учебных задач; Развивать индивидуальные возможности и творческие способности. Развивать индивидуальные возможности и творческие способности.
Это позволяет: Выдвинуть ряд гипотез; Объяснить причину явлений; Выдвинуть не один, а целый ряд ответов; Способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работе в группе; Привлекать внимание учащихся к теме урока; Развивать познавательный интерес учащихся через радость творчества.