ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ШКОЛУ
Семинар – практикум для воспитателей ДО и учителей первых классов …постигать новое, лелея старое… (Конфуций)
Цели семинарского занятия: Устранить разрыв единого образовательного пространства, обеспечить непрерывность и последовательность обучения в ДОУ и СОШ; Учесть изменившиеся требования к общему образованию и характеристику обучаемых в современных условиях. Обеспечить обучаемым равные стартовые возможности перед началом школьного обучения
Глобальные перемены, происходящие с ребенком, приходящим в первый класс: Дошкольник Привычное окружение Знакомые друзья Знакомый взрослый Высокая двигательная активность Дневной сон, отдых, прогулки Основной вид деятельности – игра Слабая произвольность поведения В основном, нерефлексивная деятельность В основном, безоценочная деятельность Первоклассник Новое окружение Незнакомые сверстники Незнакомый взрослый Резкое снижение двигательной активности Распределение учебной нагрузки на весь день Основной вид деятельности – учеба Необходимость регуляции произвольности поведения Необходимость рефлексии своих действий Постоянная оценка всех учебных действий
Условия сохранения психического здоровья в первый год обучения в школе и формирования интереса к учебной деятельности в период перехода от дошкольного воспитания к школьному обучению: В дошкольных образовательных учреждениях не обучать школьным азам, а развивать и воспитывать ребенка; В первый год обучения в школе сохранить игровую деятельность, включить ее в учебную деятельность и постепенно «вытеснять» ее учебной; В период обучения в начальной школе любые учебные действия заканчивать рефлексивным анализом («вот тут я хорош, а тут мог бы и лучше»); Создавать в классе дружескую атмосферу, атмосферу поддержки, а не насмешек («каждый может ошибиться, давай вместе найдем ошибку и ее исправим»); Отслеживать протекание адаптации, быть особенно внимательным к «неактивным» детям в период острой адаптации. Н.В. Романычева (КубГУ)
Интеллектуальная готовность определяется уровнем развития восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики (тонких движений руки) и зрительно-моторных координаций, произвольностью психической деятельности (умением себя организовать, действовать по заданным правилам, слушать и выполнять задания взрослого, работать, ориентируясь на образец и т.п.), кругозором ребенка. Многолетняя практика показывает: если ребенок пришел в школу с высокой готовностью к обучению, то, как правило, у него есть и запас знаний, необходимых для освоения школьной программы. Такой ребенок с большей долей вероятности будет учиться успешно. Отмечается и другая зависимость: ребенок может уметь читать и считать, но, если его готовность к обучению низкая, то он будет успешно учиться только первые месяцы.
Образование- это то, что остаётся, когда мы уже забыли всё, чему нас научили.» (Д.Галифакс) « Спасибо за участие, дальнейших успехов! МОУ СОШ