Синтаксис и пунктуация. Пунктуационный разбор. Урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Цель Повторить сведения о синтаксисе и пунктуации, полученные в 5 – 6 классе: Повторить сведения о синтаксисе и пунктуации, полученные в 5 – 6 классе: различение осложненных и сложных предложений; различение осложненных и сложных предложений; пунктуация в осложненных и сложных предложениях; пунктуация в осложненных и сложных предложениях; знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалогом; знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалогом; пунктуационный разбор предложений. пунктуационный разбор предложений.
К первым трем: но ск ий Проверка домашнего задания Прочитать, как сделан синтаксический разбор второго предложения из упр. 8. Какой второстепенный член отсутствует в предложении? Прочитать, как сделан синтаксический разбор второго предложения из упр. 8. Какой второстепенный член отсутствует в предложении? Почему ярко-желтая пишется через дефис, а древнерусский слитно? Напишите эти слова. Почему ярко-желтая пишется через дефис, а древнерусский слитно? Напишите эти слова. Прочитайте, как вы сделали синтаксический разбор третьего предложения (упр. 9). Чем связаны однородные члены в этом предложении? Прочитайте, как вы сделали синтаксический разбор третьего предложения (упр. 9). Чем связаны однородные члены в этом предложении? Разберите по составу слова восточнославянский, западнославянский, южнославянский, общеславянский. К каким из них можно составить словообразовательную модель? Разберите по составу слова восточнославянский, западнославянский, южнославянский, общеславянский. К каким из них можно составить словообразовательную модель?
Работа с текстом Спишите текст. Спишите текст. В полудреме Гек надел валенки, добрался до стола, глотнул воды из чайника и сел перед окном на табуретку. Луна была за тучками, и сквозь маленькое окно сугробы снега казались черно-синими. В полудреме Гек надел валенки, добрался до стола, глотнул воды из чайника и сел перед окном на табуретку. Луна была за тучками, и сквозь маленькое окно сугробы снега казались черно-синими. «Вот как далеко занесло нашего папу!» – удивился Гек. «Вот как далеко занесло нашего папу!» – удивился Гек. Объясните знаки препинания в первых двух предложениях. Какое из низ простое? Чем оно осложнено? Какое сложное? Объясните знаки препинания в первых двух предложениях. Какое из низ простое? Чем оно осложнено? Какое сложное? Объясните знаки препинания в третьем предложении. Переставьте местами собственно прямую речь и слова автора. Запишите получившееся предложение и объясните постановку знаков препинания. Объясните знаки препинания в третьем предложении. Переставьте местами собственно прямую речь и слова автора. Запишите получившееся предложение и объясните постановку знаков препинания.
Минутка поэзии «Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» – «А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь важно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!» В чем своеобразие знаков препинания в данном диалоге? В чем своеобразие знаков препинания в данном диалоге? Всегда ли так оформляется диалог? Всегда ли так оформляется диалог? Почему именно такой способ оформления способов оформления диалога здесь использован? Почему именно такой способ оформления способов оформления диалога здесь использован? Найдите в тексте обращения. Какими знаками препинания они выделены? Найдите в тексте обращения. Какими знаками препинания они выделены?
Пунктуационный разбор В записанных предложениях укажите знаки препинания завершения предложения. Какие еще знаки завершения предложения вам известны? В записанных предложениях укажите знаки препинания завершения предложения. Какие еще знаки завершения предложения вам известны? Найдите разделительные знаки в записанных текстах. Что они разделяют? Найдите разделительные знаки в записанных текстах. Что они разделяют? Найдите выделительные знаки в записанных текстах. Что они выделяют? Найдите выделительные знаки в записанных текстах. Что они выделяют?
Пунктуационный разбор Стихотворение А.Вознесенского «Имена» начинается так: Стихотворение А.Вознесенского «Имена» начинается так: Да какой же ты русский, Да какой же ты русский, Раз не любишь стихи?! Раз не любишь стихи?! Как вы думаете, почему здесь использованы два знака завершения предложения? Как вы думаете, почему здесь использованы два знака завершения предложения?
Задание в рамках ГИА В каком предложении нет обстоятельства? В каком предложении нет обстоятельства? 1.В Древней Руси книги ценились высоко. 2.Гавриил Романович Державин родился в 1743 году. 3.Баллада характеризуется напряженным, острым сюжетом. 4.Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
Задание в рамках ГИА В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? 1.Не оставь меня, кум милый! 2.Все было родным и знакомым, изба, садик, дорожки. 3.Взошла луна и своим мягким светом озарила лес. 4.«А где мой товарищ?» – промолвил Олег.
Задание в рамках ГИА В каком предложении нужно поставить только одну запятую? В каком предложении нужно поставить только одну запятую? 1.Об этом конечно не следовало бы много говорить. 2.В новом доме еще не вставлены рамы не побелены потолки не наклеены обои. 3.Дождь стучал звучно по деревянной крыше и журчащими ручьями стекал в бочку. 4.Мы замечали что звери едят плоды не от каждого дерева с одинаковой охотой.