Презентация выполнена учителем начальных классов Гимназии 227 г. Санкт-Петербурга Лисицыной Еленой Александровной
Петропавловский собор начали строить с колокольни, так повелел Пётр I. Во - первых, она была необходима в то время как смотровая площадка, откуда бы можно было увидеть приближение шведских войск. Во - вторых, колокольня должна была стать доминантой, утвердить возвращение приневских земель России.
Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города
Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню. Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же Пётр захотел иметь и в России.
К часам добавляется минутная стрелка, куранты перенастраиваются на игру двух мелодий ("Коль славен наш Господь" и "Боже царя храни").
2001 году, благодаря усилиям директора Королевской школы карильона бельгийского города Мехелен - Йозефа Хаазена, в колокольне Петропавловского собора был восстановлен уникальный музыкальный инструмент – карильон. Начиная с петровских времен все часы – куранты собора были снабжены карильоном.
Теперь на колокольне Петропавловского собора три уровня звона : новый фламандский карильон, 18 сохранившихся колоколов старого голландского карильона XVIII века ( они будут " работать " как куранты ) и православная звонница из 22- х колоколов, всего 91 колокол !
Высота фигуры ангела 3,2 метра, размах крыльев - 3,8 метра.
Раздумал, видно, ангел улететь - И вот застыл… Ему на город весело глядеть С вершины Петропавловского шпиля. Под ним течет красавица Нева, И волны омывают пляж знакомый. А в невских водах - неба синева. Здесь всё своё. Он в Петербурге - дома!
В 1830 году ураганный ветер повредил фигуру ангела на шпиле. Средств на возведение лесов вокруг шпиля в казне не оказалось. Кровельщик Пётр Телушкин вызвался без страховки, удерживаясь только пальцами, забраться на яблоко шпиля и отремонтировать флюгер.
Шесть недель ежедневно мастер поднимался на шпиль собора и работал там. Он закрепил оторванные листы, поправил фигуру ангела, укрепил крест.
Собор этот выше других и старей. Здесь усыпальница русских царей. Издалека виден шпиль золотой, Высится он над стеной крепостной. Ангел под самыми облаками Город Петра осеняет крылами. Е. Ефимовский
Иконостас имеет форму триумфальной арки - символ победы России в Северной войне. Выполнен в Москве в мастерской Ивана Зарудного из дуба и липы. Воспроизводили его более 50 рабочих под руководством самого Ивана Зарудного. Привезён он из Москвы разобранным, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой.. Вся конструкция иконостаса собрана без единого металлического крепежа.
В Петропавловском соборе хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, на стенах размещены их копии.
Петр Первый похоронен у южной стены. Недалеко от гробницы на стене находится флаг, взятый у турок при сожжении их флота при Чесме. На самой гробнице установлена золотая медаль с изображением на одной стороне профиля Государя в венке с надписью вокруг: «от благодарного потомства», а на другой Геркулеса, покоящегося на основании СПб. Медаль эта поднесена Императору Александру I в день празднования столетия С.Петербурга в 1803 году.
Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский предел перенесли останки Николая II и его семьи.
e=0 e=0 u-internet-rr-01.htm u-internet-rr-01.htm _n.jpg _n.jpg nikolai-ii.html nikolai-ii.html Ефимовский Е. С. Путешествие в Санкт - Петербург.- Изд. 2- е, испр. и доп./ Е. Ефимовский ; худож. В. А. Травин.- СПб.: Тригон, c.: ил.