ЕГЭ. Сочинение- рассуждение Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская сош»
Назывное предложение, содержащее тему или проблему исходного текста. Например: «Счастье… Это слово редко сегодня услышишь из уст современной молодёжи. Но почему? Вот об этом и рассуждает автор текста….» 1 Или риторические вопросы, раскрывающие суть текста.
Помните, что в основе проблемы может лежать некое противоречие, конфликт, конфликтная жизненная ситуация. В тексте может быть несколько проблем (тогда можно говорить о ПРОБЛЕМАТИКЕ), но вам достаточно сформулировать в сочинении лишь одну проблему. Сформулировать проблему вам помогут ключевые слова и предложения, которые можно подчеркнуть в самом тексте. Синонимы к термину проблема: ВОПРОС, ЗАДАЧА. 2
Философские Социальные Нравственные Политические Экологические
- сформулировать самостоятельно (своими словами); - процитировать; - Указать номера предложений из текста, если в этих предложениях проблема чётко сформулирована автором. Проблему можно
Синоним к слову комментарий: пояснение, толкование, рассуждение, интерпретация. 3
Комментарий даётся с опорой на текст (не нужно рассуждать о жизни вообще, даже если вы пишете о вашей проблеме). Хорошо прокомментировать текст – это, по сути, суметь проследить ХОД АВТОРСКОЙ МЫСЛИ. Автор текста передаёт нам свои мысли, зашифровывает их словесно, а вы должны их расшифровать (интерпретировать)
Комментарий Концептуальный ( объясняет проблему текста, её актуальность, различные мнения о проблеме) Текстуальный ( поясняет текст, авторский замысел и проблему)
Прокомментирована только часть проблемы, поднятой автором; допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста (проблемы прокомментированы неточно или противоречиво); комментарий заменяется пересказом текста или его фрагмента (чаще пересказывается сюжет текста, действия героев); Комментарий заменяется перечнем проблем.
Позиция автора – это его ответ на поставленный им же вопрос, его отношение к поставленной им же проблеме (основная мысль текста). Определяя позицию автора, не смешивайте её с позицией героя- рассказчика, что далеко не одно и то же. 4
- Автор может заявлять о своём отношении к поднятой им проблеме прямо, словесно полно выразив его в тексте; - позиция автора может не быть выражена прямо, и тогда вы определяете её по косвенным признакам (чаще всего по каким-либо словам и отдельным репликам)
Определить её поможет отношение автора к поднятой им проблеме: - позитивное (положительное); - негативное (отрицательное); - нейтральное; - двойственное. Учитывай также, каково настроение автора. Это может быть: - ирония; - сарказм; - грустная, печальная тональность; - радостная тональность; - оптимистичный настрой; - пессимистичный настрой и т.д..
1 Сначала вы должны выразить своё собственное мнение (отношение) к позиции автора текста – согласны вы или не согласны с мнением автора, а лишь потом аргументировать свою позицию, своё отношение к позиции автора. 2 Вы должны аргументировать (доказывать, подтверждать, приводить примеры) не истинность тезиса, а его ценностное значение. 3 Важно! Не надо доказывать нравственные аксиомы (утверждения), что надо беречь лес, уважать старших, любить родину, надо подтвердить актуальность, важность, жизненность нравственных постулатов (утверждений). 5
Один взят из художественной литературы (автор, название произведения). Другой аргумент – из вашего жизненного опыта (это может быть пример какого-либо фольклорного жанра: пословица или поговорка, песня и т.д..) два/или Оба аргумента из художественной литературы (3 балла) два/или Оба аргумента из вашего жизненного опыта ( 2 балла) два
Рациональные (логические) *реальные факты; *статистика; *законы природы; *положения официальных документов. Иллюстративные *конкретные примеры из жизни; *примеры из художественных произведений; *предположитель- ные примеры Ссылки на авторитет *мнения известных выдающихся людей; *цитаты из авторитетных источников; *мнение очевидцев; *общественное мнение 6,7
Собственное мнение не выражено и нет аргументов вообще; Аргументируется мнение, которое не заявлено; Собственное мнение выражено, но не подтверждено аргументами (часто в сочинении употребляется фраза Я согласен с позицией автора…. И всё!) Аргументируется позиция автора, а надо предложить СВОЁ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ обычно содержит итог всех рассуждений, вывод, состоящий из нескольких предложений, которые могут, кстати, содержать и риторические вопросы. 8
В добрый путь!