Подготовила студентка группы Пр-02 Сычева Ирина
Лужичане, лужицкие сербы (нем. Sorben, н.-луж. Serby, в.-луж. Serbja, н.- луж. Serbski lud, в.-луж. Serbski lud), сорбы, венды, лугии славянскийэтнос. Остаток славянского населения восточной Германии, в настоящее время проживают на территории Лужицы, исторической области, входящей в состав современной Германии. Лужица делится на Нижнюю Лужицу (Dolna Łužyca, Niederlausitz) на севере, в федеральной земле Бранденбург, и Верхнюю Лужицу (Hornja Łužica, Oberlausitz) на юге, в федеральной земле Саксония. Последняя сохранившаяся этническая общность славян Германии, представители которой используют славянский язык.
Лужицкие сербы одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии(наряду с цыганами, фризами и датчанами). Лужичане обитают преимущественно в восточной Германии, на границе с Польшей и Чехией, - в округах Котбус и Дрезден на немецких землях Саксония и Бранденбург. Более компактно живут лужичане- католики в местности вокруг Баутцен и Каменца, в Виттихенау. Всего в Германии проживает около 60 тыс. лужичан, из которых 20 тыс. - в Нижний Лужицы и 40 тыс. в Верхней Лужицы.
зеленый цвет- область лужичан
Славянские племена начали заселять территорию современной Лужицы около 600 г. н.е. Впервые о них вспоминают франкские хроники в начале 30-х гг VII в. До 990 г. н. е. почти нет никаких упоминаний о них. В 990 г. они были завоеваны германцами и с тех пор их земли стали частью германского политического организма (кроме короткого периода гг, когда Лужицы была присоединена к Польскому королевству). В XIV в.Лужицы попала под Чешскую Корону. Именно эти обстоятельства способствовали тому, что лужичане выжили, поскольку чешские обладатели не были заинтересованы в германизации здесь славян. С XIII в. с развитием горнорудных разработок Лужицкие горы и Верхнюю Силезию постепенно заняли немцы. В 1635 г. Лужицы (кроме Котбуса, столицы Нижней Лужицы) подчинялись Саксонском князю. В 1815 г. большая часть Лужицы была отдана Пруссии, которая проводила политику германизации всех славян, проживавших в ее границах. С тех пор Лужицы была разделена на Верхнюю Лужицы (Оберлаузиц) и Нижнюю Лужицы (Нидерлаузиц), более или менее отражая разделение между диалектами лужицкой языка.
Районы традиционного проживания лужицких сербов
В эпоху Реформации лужичане нескольких округов около городов Каменц и Баутцен приняли протестантскую веру. Принцип ведения церковной службы на родном языке способствовал развитию верхнее- и нижнелужицкого письменного языков. Уже в 1548 г. Мартин Лютер распространил от руки написанный Новый Завет на нижнелужицком. Катехизис Лютера в 1574 г. стал первой книгой, напечатанной на нижнелужицком, а в 1595 г. – на верхнелужицком языке. С тех пор стали готовить местных священников и учителей, давших лужицкому народу свою просвещенную прослойку. Реформация способствовала культурному пробуждению лужичан, развитию письменности. Одновременно она усилила разногласия между поляками, которые остались католиками. Развитие промышленности в XIX - начале ХХ в. привело к появлению широкой полосы немецких поселений, которые перерезали лужицкие территорию. Следовательно образовалось только два небольших изолированных славянских островка.
В гг. лужицкие политики попытались создать свободное Лужицкое государство. Но эта попытка потерпела неудачу. В фашистский период все лужицкие политические и социальные организации были запрещены. Лужичане преследовались как и другие ненемецкие народы. После Второй мировой войны в гг. лужицкие политики снова попытались освободить свой народ и вновь неудачно. За цену полного контроля они получили определенный статус в пределах Германской демократической республики (ГДР).
В ГДР были основаны лужицкие школы, издательства, театры и многие другие культурные институты. В 1951 г. начал свою работу Институт для изучения лужицкой культуры в Немецкой академии наук и Институт лужицких студий в Лейпцигском университете. В ноябре 1989 г. Лужицкое Национальное Собрание требовало от немецких властей установить диалог с лужичанами и провести решительные изменения в управляемой государством общественной организации «Домовина» («Domowina») в 1991 г. Домовина превратилась в независимую организацию и лужицкий народный фонд.
Ряд топонимов в Восточной Германии славянского происхождения. Названия нескольких известных городов в юго-восточной Германии происходят из лужицкой языка (например, Лейпциг, Баутцен). Названия мест в Лужицы, оканчивающиеся на-au или-ow (-owe,-ouwe), так же имеют лужицкие корни. Это свидетельство того, что Восточная Германия была населена славянами еще в раннесредневековую эпоху. Поскольку эти земли вошли в состав Германии, во многих случаях славянские топонимы были германизированные. Многие города в Лужицы обладают городские надписи на двух языках: немецком и лужицкой.
Широко известны пасхальные традиции лужичан: Osterreiten (традиционный верховая езда течение Пасхи) и писанкарство. Немцы называют лужичан «Eier- Maler» - писанкарями, из-за традиции росписи на Пасху - это название показывает важнейшую черту лужицкой культуры - связь с прошлым. Это аграрная культура, культура крестьян, очень традиционный фольклор, который не имеет никакого влияния на современную молодежь. А молодежь единственное, что может спасти нацию от исчезновения, но нация делает удивительно мало для того, чтобы привлечь молодежь к лужицкой культуре и языку.
Остеррайтен (нем. Osterreiten; в.-луж. Křižerjo) пасхальная конная процессия старинная традиция лужицких сербов, проживающих в Саксонии и Бранденбурге. Обряд проводится в католической Верхней Лужице, в районе между городами Баутцен, Хойерсверда и Каменц. С конца 1990-х годов традиция возродилась и в лютеранской Нижней Лужице в районе города Люббенау. Также проводится в Острице и в монастыре Мариенталь. В ходе данной религиозной процессии конники с хоругвиями и другими религиозными атрибутами (распятия, статуи), верхом на лошадях отправляются в соседнюю деревню или несколько деревень с вестью о воскресении Христа.
Традиционные состязания по общипыванию петуха (на нижнелужицком это называется "лапанье" петуха) на празднике урожая в лужицкой деревне Яншойце у немецко-польской границы. Всадник, который оторвет у петуха голову, становится королем праздника. Оторвавшие крылья назначаются, соответственно, вице-королями.
Лужицкие девушки катают наперегонки тачки с лягушками на празднике урожая