Подготовила студентка группы Пр-02 Сычева Ирина. Лужичане, лужицкие сербы (нем. Sorben, н.-луж. Serby, в.-луж. Serbja, н.- луж. Serbski lud, в.-луж. Serbski.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Национальный День Независимости Польши (Independence Day in Poland)
Advertisements

Тема урока: « Королевство франков и христианская церковь в V – VIII веке» Средние века.
Тема урока: « Королевство франков и германская церковь в V – VIII веке» Средние века.
ИНДИЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ РЕСПУБЛИКА ИНДИЯ ГОСУДАРСТВО В ЮЖНОЙ АЗИИ. ИНДИЯ ЗАНИМАЕТ СЕДЬМОЕ МЕСТО В МИРЕ ПО ПЛОЩАДИ, ВТОРОЕ МЕСТО.
Исторические, этнические и культурные традиции немецкой диаспоры.
ГЕРМАНИЯ Это Федеративная республика, вся ее территория разделена на 16 федеральных земель, каждая из которых, сохраняя свою самобытность, обычаи, традиции.
Духовная культура народов России. РУССКИЕ. ПОЯВЛЕНИЕ НАРОДА Существует огромное количество версий и гипотез о происхождении русского народа. Какая из.
15 МАРТА – ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь.
Географическое положение. История образования. Подготовила Чернышева М.Е., учитель МБОУ Низовская СОШ.
Немцы Этногенез Основу немецкого этноса составили древнегерманские племенные объединения франков, саксов, баваров, алеманнов и др., смешавшиеся в первые.
Презентация к уроку по истории (6 класс) по теме: Презентации по истории Средних веков. 6 класс
Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: историческая основа повести Гоголя "Тарас Бульба"
Проект «Проблемы современного правопонимания» «Формирование толерантного сознания и этническое равенство: опыт российской глубинки» к.ю.н., доцент кафедры.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: «ГЕРМАНИЯ » Выполнили: Ученик 11 «Б» класса Балашов Дмитрий.
Американцы.География
Москва, созданная в 12 веке русскими людьми, всегда являлась местом развития русской культуры.
«Литература народов России в чтении и фондах детских библиотек» : областное исследование.
Каковы предпосылки формирования Великого княжества Литовского?
Роль Мартина Лютера в формировании немецкого языка Выполнила: ученица 10 класса Бычкова Евгения Учитель: Харламова Галина Ивановна.
Динамика роста населения. Этническая структура Республики Беларусь Выполнил студент 4 курса 4 группы Федоров С. Д.
Транксрипт:

Подготовила студентка группы Пр-02 Сычева Ирина

Лужичане, лужицкие сербы (нем. Sorben, н.-луж. Serby, в.-луж. Serbja, н.- луж. Serbski lud, в.-луж. Serbski lud), сорбы, венды, лугии славянскийэтнос. Остаток славянского населения восточной Германии, в настоящее время проживают на территории Лужицы, исторической области, входящей в состав современной Германии. Лужица делится на Нижнюю Лужицу (Dolna Łužyca, Niederlausitz) на севере, в федеральной земле Бранденбург, и Верхнюю Лужицу (Hornja Łužica, Oberlausitz) на юге, в федеральной земле Саксония. Последняя сохранившаяся этническая общность славян Германии, представители которой используют славянский язык.

Лужицкие сербы одно из четырех официально признанных национальных меньшинств Германии(наряду с цыганами, фризами и датчанами). Лужичане обитают преимущественно в восточной Германии, на границе с Польшей и Чехией, - в округах Котбус и Дрезден на немецких землях Саксония и Бранденбург. Более компактно живут лужичане- католики в местности вокруг Баутцен и Каменца, в Виттихенау. Всего в Германии проживает около 60 тыс. лужичан, из которых 20 тыс. - в Нижний Лужицы и 40 тыс. в Верхней Лужицы.

зеленый цвет- область лужичан

Славянские племена начали заселять территорию современной Лужицы около 600 г. н.е. Впервые о них вспоминают франкские хроники в начале 30-х гг VII в. До 990 г. н. е. почти нет никаких упоминаний о них. В 990 г. они были завоеваны германцами и с тех пор их земли стали частью германского политического организма (кроме короткого периода гг, когда Лужицы была присоединена к Польскому королевству). В XIV в.Лужицы попала под Чешскую Корону. Именно эти обстоятельства способствовали тому, что лужичане выжили, поскольку чешские обладатели не были заинтересованы в германизации здесь славян. С XIII в. с развитием горнорудных разработок Лужицкие горы и Верхнюю Силезию постепенно заняли немцы. В 1635 г. Лужицы (кроме Котбуса, столицы Нижней Лужицы) подчинялись Саксонском князю. В 1815 г. большая часть Лужицы была отдана Пруссии, которая проводила политику германизации всех славян, проживавших в ее границах. С тех пор Лужицы была разделена на Верхнюю Лужицы (Оберлаузиц) и Нижнюю Лужицы (Нидерлаузиц), более или менее отражая разделение между диалектами лужицкой языка.

Районы традиционного проживания лужицких сербов

В эпоху Реформации лужичане нескольких округов около городов Каменц и Баутцен приняли протестантскую веру. Принцип ведения церковной службы на родном языке способствовал развитию верхнее- и нижнелужицкого письменного языков. Уже в 1548 г. Мартин Лютер распространил от руки написанный Новый Завет на нижнелужицком. Катехизис Лютера в 1574 г. стал первой книгой, напечатанной на нижнелужицком, а в 1595 г. – на верхнелужицком языке. С тех пор стали готовить местных священников и учителей, давших лужицкому народу свою просвещенную прослойку. Реформация способствовала культурному пробуждению лужичан, развитию письменности. Одновременно она усилила разногласия между поляками, которые остались католиками. Развитие промышленности в XIX - начале ХХ в. привело к появлению широкой полосы немецких поселений, которые перерезали лужицкие территорию. Следовательно образовалось только два небольших изолированных славянских островка.

В гг. лужицкие политики попытались создать свободное Лужицкое государство. Но эта попытка потерпела неудачу. В фашистский период все лужицкие политические и социальные организации были запрещены. Лужичане преследовались как и другие ненемецкие народы. После Второй мировой войны в гг. лужицкие политики снова попытались освободить свой народ и вновь неудачно. За цену полного контроля они получили определенный статус в пределах Германской демократической республики (ГДР).

В ГДР были основаны лужицкие школы, издательства, театры и многие другие культурные институты. В 1951 г. начал свою работу Институт для изучения лужицкой культуры в Немецкой академии наук и Институт лужицких студий в Лейпцигском университете. В ноябре 1989 г. Лужицкое Национальное Собрание требовало от немецких властей установить диалог с лужичанами и провести решительные изменения в управляемой государством общественной организации «Домовина» («Domowina») в 1991 г. Домовина превратилась в независимую организацию и лужицкий народный фонд.

Ряд топонимов в Восточной Германии славянского происхождения. Названия нескольких известных городов в юго-восточной Германии происходят из лужицкой языка (например, Лейпциг, Баутцен). Названия мест в Лужицы, оканчивающиеся на-au или-ow (-owe,-ouwe), так же имеют лужицкие корни. Это свидетельство того, что Восточная Германия была населена славянами еще в раннесредневековую эпоху. Поскольку эти земли вошли в состав Германии, во многих случаях славянские топонимы были германизированные. Многие города в Лужицы обладают городские надписи на двух языках: немецком и лужицкой.

Широко известны пасхальные традиции лужичан: Osterreiten (традиционный верховая езда течение Пасхи) и писанкарство. Немцы называют лужичан «Eier- Maler» - писанкарями, из-за традиции росписи на Пасху - это название показывает важнейшую черту лужицкой культуры - связь с прошлым. Это аграрная культура, культура крестьян, очень традиционный фольклор, который не имеет никакого влияния на современную молодежь. А молодежь единственное, что может спасти нацию от исчезновения, но нация делает удивительно мало для того, чтобы привлечь молодежь к лужицкой культуре и языку.

Остеррайтен (нем. Osterreiten; в.-луж. Křižerjo) пасхальная конная процессия старинная традиция лужицких сербов, проживающих в Саксонии и Бранденбурге. Обряд проводится в католической Верхней Лужице, в районе между городами Баутцен, Хойерсверда и Каменц. С конца 1990-х годов традиция возродилась и в лютеранской Нижней Лужице в районе города Люббенау. Также проводится в Острице и в монастыре Мариенталь. В ходе данной религиозной процессии конники с хоругвиями и другими религиозными атрибутами (распятия, статуи), верхом на лошадях отправляются в соседнюю деревню или несколько деревень с вестью о воскресении Христа.

Традиционные состязания по общипыванию петуха (на нижнелужицком это называется "лапанье" петуха) на празднике урожая в лужицкой деревне Яншойце у немецко-польской границы. Всадник, который оторвет у петуха голову, становится королем праздника. Оторвавшие крылья назначаются, соответственно, вице-королями.

Лужицкие девушки катают наперегонки тачки с лягушками на празднике урожая