Истинные и ложные ценности «Дом с мезонином» ( Мезони́н надстройка над средней частью жилого дома).
В чем, по-вашему, состоит В чем, по-вашему, состоит счастье человека? счастье человека? Обсудите в группе, дайте ответ от группы. Обсудите в группе, дайте ответ от группы.
В группе обсудите вопросы выполните задания, опираясь на текст. В группе обсудите вопросы выполните задания, опираясь на текст. О чем, на ваш взгляд, рассказ «Дом с мезонином»? О чем, на ваш взгляд, рассказ «Дом с мезонином»? Счастливы ли герои рассказа? Счастливы ли герои рассказа? Как каждый из них определяет для себя смысл жизни? Продолжите предложение «Смысл жизни Лиды (художника, Жени) в…» Как каждый из них определяет для себя смысл жизни? Продолжите предложение «Смысл жизни Лиды (художника, Жени) в…»
В рассказе о несостоявшейся любви целая глава посвящена спору героев. В рассказе о несостоявшейся любви целая глава посвящена спору героев. О чем спорят Лида и художник? О чем спорят Лида и художник? ХудожникЛида Сформулируйте точку зрения спорящих.
Лида: нельзя сидеть сложа руки; нельзя сидеть сложа руки; мы делаем то, что можем, и мы - правы; мы делаем то, что можем, и мы - правы; нужно же делать что-нибудь! нужно же делать что-нибудь!
Художник: загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить; загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить; Призвание всякого человека в духовной деятельности - в постоянном искании правды и смысла жизни. Призвание всякого человека в духовной деятельности - в постоянном искании правды и смысла жизни.
Кто прав, по-вашему? А с точки зрения Чехова Аргументируйте авторскую точку зрения ссылками на текст. Кто прав, по-вашему? А с точки зрения Чехова Аргументируйте авторскую точку зрения ссылками на текст. Актуален ли предмет спора сегодня? Актуален ли предмет спора сегодня?
Как выразил автор свое отношение к позиции героев? Как выразил автор свое отношение к позиции героев? В позиции художника автора не устраивает оторванность от реальной жизни, идеализм (длинные, наукообразные рассуждения). В позиции художника автора не устраивает оторванность от реальной жизни, идеализм (длинные, наукообразные рассуждения). В Лиде отталкивает менторский тон, презрение к чужому мнению. В Лиде отталкивает менторский тон, презрение к чужому мнению. Чехов не отдает предпочтения ни той ни другой стороне. Чехов не отдает предпочтения ни той ни другой стороне.
Праздность – основное слово в рассказе: праздны художник, Белокуров, Женя, ее мать. Праздность – основное слово в рассказе: праздны художник, Белокуров, Женя, ее мать. На первый взгяд, ей противопоставлена общественная деятельность Лиды. На первый взгяд, ей противопоставлена общественная деятельность Лиды. Изменяет ли эта деятельность саму Лиду? Изменяет ли эта деятельность саму Лиду? Слово «опять» подчеркивает однозначность, статическую неизменность Лидиной души. Слово «опять» подчеркивает однозначность, статическую неизменность Лидиной души. Что в Лиде не принимает автор? Что в Лиде не принимает автор? Интеллектуальный деспотизм, переходящий в деспотизм бытовой. Интеллектуальный деспотизм, переходящий в деспотизм бытовой.
Чем отличается Женя от старшей сестры? Чем отличается Женя от старшей сестры?
Мисюсь по-настоящему деятельна: она много читает, размышляет над важными жизненными вопросами Мисюсь по-настоящему деятельна: она много читает, размышляет над важными жизненными вопросами
Почему Лида разлучает влюбленных? Почему Лида разлучает влюбленных?
Почему рассказ назван «Дом с мезонином»? Почему рассказ назван «Дом с мезонином»? Какой символический смысл приобретает дом с мезонином? Какой символический смысл приобретает дом с мезонином?
…я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве. (1) …я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве. (1)
Я постоял немного в раздумье и тихо поплелся назад, чтобы еще взглянуть на дом, в котором она жила, милый, наивный, старый дом, который, казалось, окнами своего мезонина глядел на меня, как глазами, и понимал всё. Я постоял немного в раздумье и тихо поплелся назад, чтобы еще взглянуть на дом, в котором она жила, милый, наивный, старый дом, который, казалось, окнами своего мезонина глядел на меня, как глазами, и понимал всё. В окнах мезонина, в котором жила Мисюсь, блеснул яркий свет, потом покойный зеленый - это лампу накрыли абажуром. Задвигались тени... Я был полон нежности, тишины и довольства собою, довольства, что сумел увлечься и полюбить, и в то же время я чувствовал неудобство от мысли, что в это же самое время, в нескольких шагах от меня, в одной из комнат этого дома живет Лида, которая не любит, быть может, ненавидит меня. (4) В окнах мезонина, в котором жила Мисюсь, блеснул яркий свет, потом покойный зеленый - это лампу накрыли абажуром. Задвигались тени... Я был полон нежности, тишины и довольства собою, довольства, что сумел увлечься и полюбить, и в то же время я чувствовал неудобство от мысли, что в это же самое время, в нескольких шагах от меня, в одной из комнат этого дома живет Лида, которая не любит, быть может, ненавидит меня. (4)
Дом с мезонином – символ тепла, любви, красоты, понимания. Дом с мезонином – символ тепла, любви, красоты, понимания. «Внутренняя тема рассказа – в противопоставлении двух типов отношения к жизни, которые существуют за пределами идеологического спора: интеллектуального деспотизма, переходящего в бытовой, и подлинного понимания, проникновения в сознание другого человека. «Дар проникновения» – это и есть то главное, что разводит чеховских героев или объединяет их». (И.Н. Сухих) «Внутренняя тема рассказа – в противопоставлении двух типов отношения к жизни, которые существуют за пределами идеологического спора: интеллектуального деспотизма, переходящего в бытовой, и подлинного понимания, проникновения в сознание другого человека. «Дар проникновения» – это и есть то главное, что разводит чеховских героев или объединяет их». (И.Н. Сухих)
Каковы, по мнению Чехова, истинные ценности в жизни человека? Каковы, по мнению Чехова, истинные ценности в жизни человека?
В чем, по мнению Чехова, состоит призвание человека? В чем, по мнению Чехова, состоит призвание человека? Творческое и человеческое кредо, «направление» Чехова - быть Человеком. Творческое и человеческое кредо, «направление» Чехова - быть Человеком.