«Стрелялись мы…» (Дуэль в системе русской культуры первой трети 19 века)
«Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя». «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя». (Военный писатель П. А. Швейковский)
Основные признаки классической дуэли: 1) цель дуэли удовлетворение поруганной чести 1) цель дуэли удовлетворение поруганной чести 2) участников дуэли только двое, т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»); 3) средство дуэли смертоносное оружие; 4) наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.
Дуэли Пушкина 1818г.- С чиновником Перевощиковым 1818г.- С чиновником Перевощиковым 1819г.- С майором Денисевичем 1819г.- С майором Денисевичем 1819г.- С Кюхельбекером 1819г.- С Кюхельбекером 1820г.- С Корфом 1820г.- С Корфом 1821г.- С французом Дегильи 1821г.- С французом Дегильи 1822г.- С офицером Зубовым 1822г.- С офицером Зубовым 1822г.- С подполковником Старовым 1822г.- С подполковником Старовым 1836г.- С графом Соллогубом 1836г.- С графом Соллогубом 1837г.- С Дантесом 1837г.- С Дантесом
Правила дуэли между господином бароном Жоржем Дантесом и господином Пушкиным. 1) Противники ставятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 10 шагов от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам. 2) Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять. 3) Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же самом расстоянии. 4) Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила. 5) Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком отношении между противниками на месте. 6) Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий. 27-го января 1837 года. 2 1/2 часа пополудни. Подписано: Виконт д'Аршиак, прикомандированный к французскому посольству Константин Данзас, инженерный подполковник». 1) Противники ставятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 10 шагов от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам. 2) Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять. 3) Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же самом расстоянии. 4) Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила. 5) Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком отношении между противниками на месте. 6) Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий. 27-го января 1837 года. 2 1/2 часа пополудни. Подписано: Виконт д'Аршиак, прикомандированный к французскому посольству Константин Данзас, инженерный подполковник».
Дуэль Онегина и Ленского (По роману А.С. Пушкина « Евгений Онегин») Дуэль Онегина и Ленского самый трагичные и самый загадочный эпизод романа. Строгость выполнения правил достигалась обращением к знатокам и арбитрам в вопросах чести. Эту роль в романе исполняет Зарецкий. Условия поединка были максимально жестокими. Зарецкий мог остановить дуэль несколько раз, так как были нарушения: секундантом Онегин приводит своего лакея, француза Гильо, а ведь секунданты должны были быть равны, то есть оба должны иметь дворянское звание; секундантом Онегин приводит своего лакея, француза Гильо, а ведь секунданты должны были быть равны, то есть оба должны иметь дворянское звание; Онегин опаздывает более чем на час. Онегин опаздывает более чем на час. Правила дуэли нарушают и Зарецкий, и Онегин. Первый потому что видит в ней возможность приобрести скандальную известность, второй чтобы продемонстрировать презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой не верит.
Заключение Дуэль способна втягивать людей, лишать их собственной воли, превращать в игрушки. Анализируя дуэль героев романа, мы видим, что Онегин теряет волю, становится куклой в руках безликого ритуала дуэли. Дуэль способна втягивать людей, лишать их собственной воли, превращать в игрушки. Анализируя дуэль героев романа, мы видим, что Онегин теряет волю, становится куклой в руках безликого ритуала дуэли.