1 Развивающая технология на уроках истории опыт Образовательной системы «Школа 2100»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Часть 2. Новые технологии исторического образования особенности Образовательной системы «Школа 2100»
Advertisements

1 Как подготовить проблемно- диалогический урок истории опыт Образовательной системы «Школа 2100»
1 ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ на уроках истории Е.Л.Мельникова «Проблемный диалог, или как открывать знания вместе с детьми» Сборники «Школы 2100»
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
1 Как подготовить проблемно- диалогический урок «Школа 2100» На примере предмета «Окружающий мир»
Практикум по подготовке урока по биологии с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100» 1.
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
1 Практикум по подготовке урока по окружающему миру с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100»
ЧЕЛОВЕК И МИР ЛЮДЕЙ Тема 6. Что такое общество? ОБЩЕСТВО КОНФЛИКТ КОМПРОМИС с Обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 класс Авторы: Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина, Л.Н. Монченко Издательство: БАЛАСС.
Проблемное обучение как средство формирования ситуации успеха, ИЛИ на урок с вопросом! Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 1 Каневского района ст.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ? Главная задача школы – дать хорошие, прочные… ЗНАНИЯ ? 1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные опыт получения, преобразования.
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
© ООО «Баласс», Образовательная система «Школа 2100». Данилов Д.Д. и др. История России. 6 класс. § 5 Автор презентации: Казаринова Н.В. (учитель,
Черных Лилия Владимировна учитель истории МБОУ СОШ 70 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТ НОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 70.
ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКОВ ПО ФГОС Подготовила учитель математики МОУ- СОШ 4 Апресян Н.О.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
МОЛЧАНОВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ МКОУ ОРДЫНСКАЯ СОШ 2 ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ.
Транксрипт:

1 Развивающая технология на уроках истории опыт Образовательной системы «Школа 2100»

2 КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКИЙ УРОК ИСТОРИИ? Из вступительной статьи к каждому учебнику истории Образовательной системы «Школа 2100» «Чтобы достичь целей образования «Школа 2100» предлагает использовать проблемный диалог (образовательную технологию): … учебная проблема, … гипотезы, … поиск решения». Учителям истории предлагается новый порядок действий! Мнение одного рецензента РАН: «В базовой школе предложенная авторам технология не пройдет!» Из разговоров со многими учителями истории, впервые пришедшими на курсы по «Школе 2100»: «Проблемный диалог… А что это такое? «У нас и так проблем хватает!» Умеет ли большинство педагогов осуществлять предлагаемый им новый порядок действий на уроке?

3 Вспомним то, что мы уже знаем: Из чего состоит проблемно- диалогический урок: : 2) Выдвижение версий решения проблемы 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками 3) Актуализация имеющихся знаний и составление плана решения проблемы 4) Поиск решение проблемы – открытие нового знания 5) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

4 Чем проблемно-диалогический урок отличается от традиционного: Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Проблемно- диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения, 5. Применение знаний учениками

5 Варианты использования развивающего учебника истории 1) Вариант «Развивающий» Выстраивать урок по всем этапам проблемно- диалогической технологии. Ставить проблему в начале урока. Объяснение и пересказ заменить выполнением продуктивных заданий с помощью текста и иллюстраций 2) Вариант «Смешанный» Использовать отдельные элементы проблемно- диалогической технологии: Выводить проблему, а поиск заменять объяснением или давать готовую проблему, но решение не давать в готовом виде 3) Вариант «Традиционный» Сохранить как основу методики объяснение учителя и пересказ. Тогда отбирать фрагменты текста для пересказа и обязательно дополнять их выполнением продукт.заданий

6 Что нам надо сделать, чтобы найти решение нашей проблемы: Как подготовить проблемно- диалогический урок: : Какой этап является самым сложным? Научиться готовить каждый отдельный этап – продумывать деятельность учителя и учеников Постановка учебной проблемы!

7 Немного теории проблемного диалога: Понятие Типы нового знания, которые дети могут открыть сами: Приемы создания проблемной ситуации - дающей проблему Закономерность Правило, алгоритм Одновременно предъявить ученикам противоречив ые факты, теории, мнения! Выявить ошибочное житейское представление и предъявить противоречащий ему научный факт! Дать задание порождающее затруднение (на новый материал, не сходное с предыдущим)

8 Подготовка проблемно- диалогического урока истории Как отобрать минимум содержания? : 1) Берем перечень информационных единиц минимума: -либо гос.стандарт (+ здравый смысл) -либо текст программы -либо учебник: хронологическая таблица в начале каждой главы (выделенные жирным шрифтом даты, имена, понятия) 3) Читаем параграф урока и отмечаем абзацы, в которых упоминаются выделенные нами инф.единицы. 2) Выделяем в перечне инф.единиц те факты и понятия, которые вводятся в теме нового урока 4) Планируем работу на уроке, прежде всего, с выделенными абзацами, так, чтобы их прочитал и осмыслил каждый. 5) Добавляем «макси» для своего класса

9 ПРИМЕР: Как отобрать минимум содержания урока? Тема: Князь Владимир и крещение Руси Из гос.стандарта: Рюриковичи. Владимир I. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. Из хронологической таблицы учебника (с.46): Выделенные факты и понятия нужно запомнить 980 – после усобицы сыновьями Святослава власть в Киеве захватывает Владимир Святославович 988 – Крещение князя Владимира, начало крещения жителей Руси, становления православной церкви. Долго сохраняется двоеверие. План параграфа учебника: 1.Владимир «Красно Солнышко» Абзацы: Усобица. Личность Владимира. Былины о Владимире. Централизация власти. Оборона на юге. 2.Свержение идолов Абзацы: Языческая реформа. Причины выбора православия. Поход 988 года. Крещение князя и подданных. Перемены в образе жизни. 3.»Воздвигли церковь…» Абзацы: Организация РПЦ. Двоеверие. Старцы Печерского монастыря.

10 Подготовка проблемно- диалогического урока истории Как поставить развивающие цели? 1) Исходя из содержания темы, своего опыта, или заданий к тексту выбрать линии развития, по которым строить урок: 1-2. Картина мира 3.Историческое мышление 4.Нравственное самоопределение 5.Гражданско-патриотическое самоопределение 2) По выбранным линиям: подставить в формулировку умения ключевое знание по теме (понятие, имя, событие и т.п.)

11 ПРИМЕР: Как поставить развивающие цели урока? Тема: Князь Владимир и крещение Руси Линии развития: 1-2. Картина мира Умение: Выделять главное и обобщать… 3. Историческое мышление Умение: Определять причины и следствия 4.Нравственное самоопределение Умение: Оценивать свои и чужие поступки, опираясь на систему нравственных ценностей Цели урока - научить: 1-2. Картина мира = Выделять главное в деятельности князя Владимира I 3. Историческое мышление = Определять причины и следствия Крещения Руси 4.Нравственное самоопределение = Оценивая сохраненные в истории поступки князя Владимира, определять в каких случаях он утверждал нравственные ценности, а в каких – действовал вопреки им.

12 Подготовка проблемно-диалогического урока истории Как спланировать постановку учебной проблемы? 1) Определиться: 2) Внимательно прочитать источники и вопросы в конце параграфа и самому четко выделить в них два факта (мнения), которые противоречат друг другу а) Использовать готовую проблему из учебника б) Придумать свою проблему 3) Определить для себя порядок, в котором по ходу диалога дети будут читать источники и отвечать на вопросы к ним 2) Придумать к какой проблеме подвести детей 3) Подобрать два факта (мнения), противоречие между которыми ведет к формулированию желаемой проблемы 3) Придумать вопросы диалога с детьми для осмысления противоречия и формулирования проблемы

13 ПРИМЕР: Как спланировать постановку учеб.проблемы? Тема: Князь Владимир и крещение Руси Из летописи «И послал Владимир к Рогволоду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку, убил Рогволода и сыновей его, и дочь его взял в жены. Русские былины о Владимире «Владимир Красно солнышко» Православная церковь о Владимире «Владимир Святой» Побуждающий диалог: Сравни фрагмент летописи и оценку Владимира в былинах и Русской православной церковью - в чем противоречие? ПРОБЛЕМА: Почему Владимир оставил по себе добрую память? Подводящий диалог: Как можно оценить личные качества, поступки Владимира по этому тексту ? Какую память оставил по себе Владимир? «ВЛАДИМИР – ПЛОХОЙ (ПОСТУПАЛ ПЛОХО)» «ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ ХОРОШУЮ» Какой возникает вопрос?

14 ПРИМЕР: Как спланировать постановку учеб.проблемы? Тема: Князь Владимир и крещение Руси Факт – Владимир велел поставил новые (дороги и красивые) идолы языческих богов Факт г. – Владимир приказал сжечь идолы и всей Руси принять крещение по православному обряду Побуждающий диалог: Сравни два поступка князя Владимира - в чем противоречие? ПРОБЛЕМА: Почему Владимир отказался от язычества и принял православие? Подводящий диалог: Как Владимир относился к языч.богам в начале своего правления? Как изменилось отношение Владимира к богам? «Сохранял язычество» «Принял Крещение» Какой возникает вопрос?

15 Подготовка проблемно- диалогического урока истории Как спланировать этап актуализации? а) устный фронтальный диалог без возможности выставить отметки отдельным ученикам 2) Отобрать вопросы, которые пригодятся для решения проблемы урока (или придумать такие вопросы, если их не хватает) 1) Прочитать вопросы актуализации перед параграфом 3) Определиться в какой форме провести актуализацию б) продуктивное задание (как правило письменное) – время выполнения – сдача – проверка – последующая отметка

16 Подготовка проблемно- диалогического урока истории Как спланировать поиск решения проблемы? 4) Придумать в каком виде отображать на доске все выводы- решения (таблица, блок-схема и т.п.) 2) Выбрать задания (3-5) к тексту и иллюстрациям, выполняя которые дети смогут сформулировать ожидаемые выводы по проблеме (!!! Учитывая минимум и цели урока!) 1) Решить какие ответы по проблеме могут сформулировать дети, изучая содержание темы (см. методичку) 3) Определиться в какой форме будет выполняться каждое задание: фронтально, в парах, группах, индивидуально с коллективной проверкой по завершению и т.п. (!!! Помним о времени!)

17 ПРИМЕР Как спланировать поиск решения проблемы? 4) Список причини ИЛИ две чаши весов : «добрые дела» «злые дела» 2) 1.Оцените значение правления Владимира для жителей Руси; 2.Определите причины и последствия Крещения Руси. 1) Предполагаемые ответы учеников по проблеме: 1.Защитил Русь от набегов степняков 2.Заменил язычество православным христианством (распространение культуры, смягчение нравов) 3) 1.Самост.работа с текстом + колл.проверка. 2.Фронтальный диалог по причинам Крещения. 3.Самост.работа с текстом по последствиям Крещения. ПРОБЛЕМА: Почему Владимир оставил по себе добрую память?

18 Подготовка проблемно- диалогического урока истории Как спланировать итог урока (выражение решения проблемы)? 2) Определить в какой форме ученики будут отвечать на этот вопрос: фронтально устно, индивидуально письменно и т.п. 1) Запланировать на финал урока вопрос: «Так какое же решение проблемы мы получили?» 3) Подобрать или придумать задание на выражение решения, его применение в новой ситуации.