Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современном мире Ушакова Елена Викторовна, к.пс.н., доцент, заместитель директора г. Институт специального образования и комплексной реабилитации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Принципы современного образования Открытости Свободы выбора Адаптивности Недопустимости дискриминации
Вариативность нарушений в детском развитии Лицо с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий Отклоняющееся развитие + Нормативное развитие Отклоняющееся развитие -
Общие закономерности нарушений психического развития Особенности приема, переработки и сохранения информации Трудности речевого опосредования Длительность формирования представлений об окружающем Риск возникновения дезадаптации
Индивидуальный образовательный маршрут Целенаправленно проектируемый персональный путь ребенка в образовательном пространстве с учетом его особенностей и образовательных потребностей, предусматривающий психолого- педагогическое сопровождение субъектов образовательного пространства
Критерии проектирования ИОМ Оценка актуальных и потенциальных возможностей ребенка; Оценка семейных ресурсов, в том числе психолого-педагогической и реабилитационной компетентности родителей, их ожиданий; Оценка условий для детей с ОВЗ в образовательной организации.
Уровни реализации ИОМ содержательныйдеятельностныйорганизационный
Инклюзивное образование одно из направлений реализации гуманистической парадигмы образования, подразумевающего возможность включения лиц с ОВЗ, способных освоить стандартную программу, в общеобразовательное пространство, с целью развития личностных ресурсов и раскрытия их потенциальных возможностей, при условии создания доступной/безбарьерной среды, учитывающей психофизические возможности воспитанника/обучающегося на всех уровнях образования.
Уровни включения ребенка в социальное пространство принятие ребенка семьёй, принадлеж ность к семье, к детскому коллективу социальная интеграция средство эффективной социализации, позволяющее усвоить знания и нормы жизни в обществе инклюзивное образование включение в социальную жизнь как полноправного члена общества, поиск путей самореализации с учетом возможностей социализация
Создание специальных условий для детей с ОВЗ Архитектурная доступность Программно-методическое обеспечение (адаптация образовательной программы) Техническое и материальное обеспечение Кадровый потенциал
Направленность коррекционной работы Обеспечение коррекции нарушений развития, оказание квалифицированной помощи в освоении Программы; Освоение детьми Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Благодарю за внимание! Институт специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО МГПУ Директор института: Приходько Оксана Георгиевна Зам. директора по НИР: Ушакова Елена Викторовна Телефон: (499) Адрес: г.Москва, ул. Панферова, д.8, к.2. Электронная почта: