Рукавишникова Наталья Георгиевна, доцент кафедры общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Агрессия и агрессивность Виды агрессии Факторы, способствующие агрессии Возрастные аспекты детской агрессивности Диагностика агрессивности Профилактика и коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних
Агрессия – любая форма поведения, нацеленная на оскорбление, причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон) Агрессия – целенаправленное, разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (Л.М. Семенюк)
Агрессивность – личностная черта, приобретенная и закрепившаяся в процессе развития личности на основе социального научения и заключающаяся в агрессивных реакциях человека на большинство раздражителей Показателем агрессивности служит количество агрессивных реакций
1. По направленности на объект: Внешняя (гетероагрессия) Внутренняя (аутоагрессия) 2. По форме выражения: Вербальная Физическая 3. По степени активности агрессора: Активная Пассивная 4. По степени контакта агрессора с жертвой: Прямая Косвенная
Тип агрессииПримеры Физическая – активная – прямая Избиение, удары, телесные повреждения Физическая – активная - косвенная Сговор с киллером, закладка мин Физическая – пассивная - прямая Физически не позволить другому достичь желаемой цели (запереть дверь) Физическая – пассивная - косвенная Отказ от выполнения требований Вербальная – активная - прямая Словесное оскорбление, унижение другого Вербальная – активная - косвенная Распространение клеветы, сплетен Вербальная – пассивная - прямая Отказ разговаривать с другим, отвечать на вопросы Вербальная – пассивная - косвенная Отказ дать словесные объяснения, выступить в защиту другого
СЕМЬЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АГРЕССИИ
Агрессивное поведение родителей (ссоры, драки) – А. Бандура ставит на 1-е место Одобрение родителями агрессии детей Физические наказания Нарушение эмоциональных отношений между родителями и детьми Ошибки семейного воспитания Неполная семья, либо отсутствие родителей
Вспыльчивость ребенка + Негативное отношение родителей к ребенку Снисходитель- ность к агрессии ребенка + Использование силовых мер Повышенная агрессивность ребенка
Раздражительность Подозрительность Враждебность Упрямство Злопамятность Чувство стыда, а не вины Неадекватная самооценка Склонность к соперничеству, стремление одержать победу любой ценой (тип А)
Направленность агрессии на себя (суицид) Направленность агрессии на других (насильственные преступления) Самооценка низкая/ заниженная Высокая потребность в самореализации Высокая тревожность Эмпатия, теплота, искренность Трудность волевых усилий Низкий уровень оптимизма Тенденция к самообвинению Аутоагрессия Самооценка высокая Низкая потребность в самореализации Низкая тревожность Холодность, враждебность Легкость волевых усилий Высокий уровень оптимизма Тенденция к самооправданию Гетероагрессия
Карта наблюдения Стотта Методика диагностики агрессивности и враждебности Басса-Дарки Опросник склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орел Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири Методика «Несуществующее животное» Фрустрационный тест Розенцвейга Проективный тест «Рука» Цветовой тест Люшера
Профилактика – система мероприятий, направленных на предотвращение агрессивного поведения Первичная профилактика – устранение нежелательных факторов, повышение устойчивости личности к их действию Вторичная профилактика – раннее выявление и реабилитация нарушений поведения, работа с«группой риска» Третичная профилактика – предупреждение рецидивов у тех, кто имеет серьезные проблемы с поведением
Организация социальной среды – создание негативного общественного мнения по отношению к агрессивному поведению Психологическое просвещение Обучение социально-важным навыкам 1. тренинг уверенности 2. тренинг коммуникативной компетентности 3. тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию Формирование потребности в различных позитивных видах активности (спорт и др.)
Психологическая коррекция – психологическое вмешательство в личное пространство для стимулирования позитивных изменений личности Стимулирование позитивной мотивации на изменение поведения Коррекция эмоциональных состояний Обучение приемам саморегуляции и контроля эмоциональных состояний Когнитивное переструктурирование (коррекция дисфункциональных мыслей) Угашение нежелательного поведения Формирование позитивных форм поведения
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ