Трагедия народа в поэме А.А.Ахматовой «Реквием» Цели урока: Рассмотреть, как показана трагедия народа в поэме; Уметь анализировать содержание стихотворного текста, отмечать характерные стилевые и языковые особенности; Определить их значение для раскрытия смысла каждой главы Композитор Паганини Концерт 4 Allegro о
* * * Художник А.Зверев
Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был. А.А.Ахматова
Анна Ахматова Реквием* «Реквием» долгие годы жил в памяти Ахматовой и её близких друзей; лишь в конце 1950-х она решилась записать его. В России впервые опубликован в 1988 году. Эпиграф вводит лирическую тему: Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. Вместо Предисловия переносит в тюремную очередь Ленинграда 1930-х годов. Лирическое и эпическое в поэме слиты воедино: рассказывая о своём горе, Ахматова говорит от лица миллионов «безымянных»Многочисленные вариации похожих мотивов напоминают музыкальные. Время остановилось. Появляется библейский образ звезды из Апокалипсиса. Распятие смысловой и эмоциональный центр произведения. Эпилог звучит торжественным гимном, памятником в слове всем – и мёртвым, и живым Из Посвящения: Перед этим горем гнутся горы, Не течёт великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними «каторжные норы» И смертельная тоска… Из Вступления: Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла… Эта женщина больна, Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне… Из Распятия: Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. Из Эпилога: И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною И в лютый холод, и в июльский зной Под красною, ослепшею стеною… РЕКВИЕМ*траурное музыкальное произведение Композитор В.- А. Моцарт Реквием
Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был" (А.Ахматова)
Вместо предисловия «Там одна из женщин «спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): А это вы можете описать? И я сказала: Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».
Посвящение ( « Где теперь невольные подруги Двух моих осатанелых лет? Что им чудится в сибирской вьюге? Что мерещится им в лунном круге? Им я шлю прощальный свой привет» Отметьте строчки, передающие меру материнского горя. Почему А.Ахматова использует апокалипсическую картину? С какой целью поэтесса включила в свой текст цитату из Пушкина «каторжные норы» ? Какое местоимение использует здесь автор?
Задание 1 Выпишите эпитеты: Скрежет (какой?) Шаги (какие?) Столица (какая?) Двух лет (каких?) Отметьте сравнения: Там встречались… Словно… Какое настроение они создают?
Вступление Какие черты эпохи описывает Ахматова? Какая Родина изображена?
Вступление Какие события описаны в I части ? Почему Ахматова использует здесь образ стрелецкой жёнки? Какова роль христианских мотивов?
- Композитор Паганини Концерт 4 Allegro
Вступление II Вступление II «Видит желтый месяц тень. Эта женщина больна, Эта женщина одна, Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне». Какой цвет здесь использован? Почему? Как проявляется категория времени и пространства в «Реквиеме»?
Вступление III Вступление III ««Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла...»
Вступление IV К кому обращены слова IV ч.? Что же происходит с героиней?
Вступление V ч. VI ч Как меняется образ женщины? Почему? Выделите глаголы. Что помогает поэту выразить такое обилие глаголов ?
Приговор ПочемуVIIч. озаглавлена«Приговор»? И упало каменное слово На мою еще живую грудь. Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь. У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить.
VIIIч. К смерти Как звучит мотив смерти в поэме? Глава IX Как меняется образ героини в этой главе?
Глава X Распятие С чем связано название этой главы? Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова? Какую мысль позволяют выразить образы страдающих Христа и Богоматери?
Задание 2 Нарисуйте словесный портрет матери, женщины, перечитав 1ч. «Эпилога» Лица (что делают?)… Щёки … Веки … Волосы … Выражение лица (улыбка, смех) Это конкретный портрет или обобщённый?
Эпилог Какие звуки мы слышим в финале поэмы? Как раскрывается образ матери в «Эпилоге»? Как развивается тема Памятника во 2 ч.? Никогда, ни в русской, ни в мировой литературе, не возникало столь необычного образа – Памятника Поэту, стоящему, по его желанию и завещанию, у Тюремной Стены. Это – поистине памятник всем жертвам репрессий, замученных в 30-е и иные страшные годы.
Как связан эпиграф с содержанием поэмы? Каков смысл эпиграфа? Эпиграфом к «Реквиему» служит отрывок из стихотворения Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали» (1961 г.). Стихотворение было впервые опубликовано в журнале «Знамя» в 1987 г. С самого начала автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее несчастье как матери, но касается общенародного горя. Этот сплав личного и общего выделен в афористичных строчках эпиграфа: «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был»
Анна Ахматова … Читает автор
Домашнее задание: Сочинение по теме: «Эпоха, изображённая в поэме А.А.Ахматовой «Реквием» Наизусть стихотворение М.Цветаевой
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ