ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Максим Горький пьеса « На дне» Автор – Кравченко Н.В. учитель русского языка и литературы.
Advertisements

Правда в пьесе А.М. Горького «На дне» И только Мысль - подруга Человека, и только с ней всегда он неразлучен, и только пламя Мысли освещает пред ним препятствия.
Герои пьесы Максима Горького «На дне». Верующие и неверующие. Выполнила ученица 11 «Б» класса Улётовской средней школы Воронина Виктория.
Урок - диспут в 11 классе М. Горький. Художник И. Бродский. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903.
Пьеса «На дне». Максим Горький (имя при рождении Алексей Максимович Пешков) (16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская Империя 18 июня 1936, Горки,
Спор о правде и мечте В пьесе М. Горького «На дне»
« На дне » Максим Горький 1 Урок литературы в 11 классе. Шебалова О.В., учитель МОУ «Чернухинская СОШ»
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
М.Горький пьеса «На дне». М.Горький пьеса «На дне». Спор о человеке, проблема правды (занятие-дискуссия)
Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, - Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! Пьер Беранже Человек – вот правда!
Merelenko-su.uCoz.ru. Изображая «дно» жизни, М. Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине 19.
Образ Луки в пьесе «На дне». Одним из главных действующих лиц в пьесе максима горького На дне является Лука, пожилой странник, на некоторое время появляющийся.
Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет,- Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! Пьер Беранже Человек- вот правда! Сатин.
Начать тест. Результат теста Верно: 7 Ошибки: 3 Отметка: 3 Время: 0 мин. 7 сек. ещё исправить.
БЫЛ ПРЕЖДЕ НЕБА И ЗЕМЛИ ОН СОЗДАЛ СВЕТ, ЧТОБЫ ВИДЕТЬ МЫ МОГЛИ БЫЛ ПРЕЖДЕ ЗВЕЗД, ДА ЛИКУЮТ НЕБЕСА ПЕРЕД ЛИКОМ СЛАВНОГО ТВОРЦА.
Обитатели ночлежки в пьесе Горького «На дне» 1902 Среда, 18-го Декабря _______________ ___.
Урок – проект по пьесе М. Горького «На дне» Цель урока: 1) изучить духовную сущность пьесы- «Свобода во что бы то не стало!» 2) выявить основной мотив.
А.М.Горький Пьеса «На дне» 11 класс.
Афоризмы в пьесе М.Горького «На дне» Выполнила ученица 11 класса Пелевина Ксения Учитель: Шулепова Н.В.
Мой жизненный путь Перспектива успеха Как вы думаете, что движет человеком в жизни? Или в чем ее смысл? Желание создать семью. Желание получить образование.
Транксрипт:

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

Важнейшая смысловая категория - Правда - ложьПравда - вера правда 2 оппозиции: Разное понимание правды и разное отношение к вере определяет позицию и место каждого из ночлежников (а не их социальная биография) Вера объединяет Актёра, Анну, Наташу, Настю, близки к ним Васька Пепел и Клещ. Их вера (пусть и иллюзорная) поддерживает их жизнь. Эта ВЕРА и есть для них ПРАВДА Бубнов, Барон, Сатин

Правда реальности и правда мечты – две грани проблемы пьесы. Бубнов, Сатин и Актёр далеки от иллюзий. Они им не нужны. Для Актёра, Наташи, Насти, Анны и других ВЕРА важнее ПРАВДЫ. Поэтому так горячо откликнулись на реплику Луки: «Во что веришь, то и есть».

правда Лука. «Во что веришь, то и есть» – Человек – правда. Доброта Луки утешающая.он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи, Неподделен его интерес к людям. Он нужен «страдальцам», т.к. ободряет и утешает их, поддерживая уже сложившуюся мечту, не предлагая своих рецептов. Даёт веру, надежду, согревает сочувствием души людей слабых. Бубнов Человек зависит от среды. Правда «злая»,не одушевлённая добром. Сатин Человеку нужна мечта, НО Двигаться к ней он ДОЛЖЕН САМ! Ему нужна деятельная любовь, уважение вместо жалости. «Человек – вот правда» ВЫВОД: Правда текучая, подвижная. Тонки переходы добра в равнодушное бессилие, правды – в ложь.

Спор о человеке. (Лука – Сатин) «Человека пожалеть нужно» «Человек может верить и не верить… он за всё платит сам… и потому он свободен».

Лука. Сложный, противоречивый герой. С одной стороны как бы даёт импульс пробуждающемуся сознанию Сатина, С другой – его доброта, снисходительность, желание помочь могут обернуться роковыми последствиями для слабых духом. Правда, вина за это падает на них самих. Лука утешает людей, прибегая ко лжи. Он просто не очерствел душою, творит реальное, деятельное добро, не просто утешает, а философски обосновывает свою позицию: «Человека может спасти и научить добру не насилие, не тюрьма, а только добро».

Споря со своим героем, Горький показывает, что «спасительная» ложь ещё никого не спасала. Нельзя вечно жить в плену иллюзий, так как выход из них – всегда трагедия. А, главное, человек, живущий в мире иллюзий, ПРИМИРЯЕТСЯ со своей унылой жизнью, то есть СОГЛАШАЕТСЯ ТЕРПЕТЬ. Этого Горький не приемлет.

Горькому удалось показать одну из самых опасных черт сознания и психологии социальных низов России: Неудовлетворённость реальностью; Анархический критицизм этой реальности; Вместе с тем зависимость от внешней помощи; Вера в «чудесное» спасение; Неготовность к самостоятельному жизненному творчеству

Обсудим: Мнение исследователя: «В основе драмы лежит глубоко религиозная проблема. Понятие «дно» имеет не только социальное, но и духовно- нравственное содержание». Вопросы: Может ли человек жить без веры? Утверждение: «Ради правды нужно жертвовать всем». Цитату: Из книги Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»:

Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Сверхчеловек смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли! Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Они отравители, все равно, знают ли они это или нет. Они презирают жизнь, эти умирающие и сами себя отравившие, от которых устала земля: пусть же исчезнут они! Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители. Теперь хулить землю самое ужасное преступление, так же как чтить сущность непостижимого выше, чем смысл земли! Некогда смотрела душа на тело с презрением: и тогда не было ничего выше, чем это презрение, она хотела видеть тело тощим, отвратительным и голодным. Так думала она бежать от тела и от земли. О, эта душа сама была еще тощей, отвратительной и голодной; и жестокость была вожделением этой души! Но и теперь еще, братья мои, скажите мне: что говорит ваше тело о вашей душе? Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собою? Поистине, человек это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым. Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он это море, где может потонуть ваше великое презрение.

Что есть тело (сверхчеловек) без души?