ТЕМА: «Определение спряжения глагола по неопределённой форме» УМК «Школа «России» Русский язык, 4класс Автор: Малахова Т.С. 1
2
3
Чистописание М. л.ко, к.рова, трава. Врач, б.лезнь, выздор.вление. Д.ма, стр.итель, кирпичи. Простуда, хол.д, б.лезнь. Трава, к.рова,м. л.ко. Б.лезнь, врач, выздор.вление. Кирпичи, стр.итель, д.ма. Хол.д, простуда, б.лезнь. 4
5
глагол что делать? что сделать? что делал? отвечаю на вопросычасть речи обозначаюдействие предмета имею по временам, числам изменяюсьсказуемым в прошедшем времени изменяюсь по родам имею спряжениенеопределённую форму в предложении чаще всего бываю I и II 6
2-е лицо мн.ч. ед.ч. 3-е лицо 1-е лицо IIспр.I спр. -ю (-у) -ёшь -ёт -ём-у (-ю) -ит -им -ите -ят -ишь -ёте -ют 7
Распредели глаголы по смыслу в 2 группы. глядит – смотрит молчит – говорит идёт – стоит дремлет – спит зовёт – окликает теряет – находит сверкает - блестит 8
спросить поднять зеленеть чистить платить спешить полоть надуть беседовать желать сверкать 9
10
ТЕМА: «Определение спряжения глагола по неопределённой форме» 11
1. Поставим глагол в неопределённую форму. 3. Вставим окончание. 2. Если на –ить, то II спряжение. не на – ить, то I спряжение 12
1.Если окончание ударное, спряжение определить легко. 2. Если окончание безударное, образуй форму 3-го л. мн.ч. (в этой форме иногда ясно можно ут/ют, ат/ят услышать окончание - -ут/ют, ат/ят) или начальную форму. ИТЬ 3. Если в н.ф. глагол оканчивается на –ИТЬ, то это глагол IIспр. ИТЬ 4. Если в н.ф. глагол не оканчивается на – ИТЬ, то это глагол I спряжения. 13
14 Закрепление Спряжение I I II поставить глагол в неопределённую форму - ать - ять - оть- уть - еть - ыть - ить
15 Напишите глаголы в 2 столбика по спряжениям. Боле.шь, спор.м, гуля.шь, зелене.т, пиш.шь, игра.м, чита. те. I- гласная -Е II- гласная -И
1.Если окончание ударное, спряжение определить легко. 2. Если окончание безударное, образуй форму 3-го л. мн.ч. (в этой форме иногда ясно можно ут/ют, ат/ят услышать окончание - -ут/ют, ат/ят) или начальную форму. ИТЬ 3. Если в н.ф. глагол оканчивается на –ИТЬ, то это глагол IIспр. ИТЬ 4. Если в н.ф. глагол не оканчивается на – ИТЬ, то это глагол I спряжения. 16
17 ЖУРАВЛИ. В степи между пучками чая танцу.т журавль-красавка. На висках у него косицы. Ветер глад.т и трепл.т их. Но журавлиха танцора не замеча. т. Брод.т и нагиба. тся. Смотр.т по сторонам и охорашива. тся.
18 КАБАН-СЕКАЧ. Кабан- это дикая свинья. Он брод.т по лесам и похрюкива. т. Дубовые жёлуди подбира. т. Своим длинным рылом землю ро. т. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачива. т. Это он пищу ищ. т.
19 ЛЕСНАЯ АЗБУКА. Лисий следок похож на след маленькой собачки. Но лиса держ.т лапу в комке. Для этого она крепко сжима.т пальцы. Собака пальцы раздвига. т. Волчий след похож на след большой собаки. Волк идёт шагом и аккуратно ступа.т правой задней ногой в след своей передней левой ноги. Следы его протянулись прямой строчкой в одну линеечку. Это лесная азбука.
20 КАК ОХОТЯТСЯ ЗМЕИ. С быстротой молнии кида.тся на ящерицу стрела-змея. Змея-яйцеед ест только яйца птиц. Она наход.т птичье гнездо и съеда.т все яйца. Белок и желток она глота.т, а скорлупу выплёвыва. т. Гюрза в жару пряч.тся в камнях у родника и ждёт птиц. Питон чувству.т живое тепло на расстоянии. Он мож.т сразу найти жилую нору.
21
22