РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ В ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына Теплов Борис Михайлович «Типологические свойства нервной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция темперамента В.М. Русалова. Одной из современных и достаточно широко используемых концепций темперамента является теория, разработанная под.
Advertisements

МИНИ-КОНТРОЛЬНАЯ 1 1. Основателем дифференциальной психологии как науки принято считать: А) Е.П. Ильина Б) У. Штерна В) А. Анастази.
Психологические особенности взаимодействия с детьми отцов-одиночек Т.М. Харламова,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного.
Виды темпераментов. темперамент – это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека,
Роль темперамента и характера в общении. Роль способностей в жизни человека. Выполнила студентка второго курса БТ Р Умбетова Линара.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕОРИИ ТЕМПЕРАМЕНТА Ганс Юрген Айзенк. «Биологические основы личности» «Парадоксы психологии» «Структура личности» Опросники EPI и EPQ.
Ташкентский государственный институт физической культуры Выполнила студентка II курса гр Шарипова Юлия.
Темперамент Понятие темперамента в общей психологии.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Психические свойства личности. Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик,
Темперамент продолжение. Цели урока Раскрыть особенности и преимущества каждого из типов темперамента Определить тип своего темперамента Развивать навыки.
Цели занятия Развить понятия «эмоции», «чувства», «эмоциональное поведение», «эмоциональные состояния» Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных.
Тема урока: «Психологические особенности человека и общение»
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Педагогика и психология ПСИХОЛОГИЯ 4 класс Автор презентации Жук Марина Анатольевна Психолог ГБОУ СОШ 917 Город Москва.
Презентация на тему: Темперамент. Понятие темперамент Темперамент (от латинского temperamentum – надлежащее соотношение частей), особенности психики,
Темперамент Учение о темпераменте Типы темпераментов Типы темпераментов.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 7 КЛАСС.
«Встречаем первоклассников» Психологическое просвещение родителей Подготовила практический психолог Бычек Татьяна Викторовна.
Транксрипт:

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ В ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына Теплов Борис Михайлович «Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии» «Современное состояние вопроса о типах ВНД человека и методика их определения»

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ В ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына Небылицын Владимир Дмитриевич «Психофизиологические исследования индивидуальных различий» «Основные свойства нервной системы человека» «Темперамент»

1. Признается гениальность И.П. Павлова в том, что тот в качестве основного фактора индивидуально-психологических различий выделяет свойства нервной системы. 2. Создание И.П. Павловым типов ВНД преждевременно, а совпадение с четырьмя типами темперамента по Гиппократу – искусственно. 3. Необходимо изучать отдельные свойства темперамента и свойства НС. 4. Критикуется позиция И.П. Павлова в отношении «положительных» и «отрицательных» типов. Нет хороших или плохих типов.

Свойства темперамента Общая активностьЭмоциональность - группа качеств, обуславливающая внутреннюю потребность индивида к эффективному освоению внешней действительности - обширный комплекс свойств и качеств, которые характеризуют особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений

Свойства темперамента Общая активностьЭмоциональность - группа качеств, обуславливающая внутреннюю потребность индивида к эффективному освоению внешней действительности - обширный комплекс свойств и качеств, которые характеризуют особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений Двигательная сфера Социальная сфера Умственная сфера 3 сферы проявления:

Свойства темперамента Общая активностьЭмоциональность - группа качеств, обуславливающая внутреннюю потребность индивида к эффективному освоению внешней действительности - обширный комплекс свойств и качеств, которые характеризуют особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений Двигательная сфера Социальная сфера Умственная сфера Эмоциональная лабильность Импульсивность Впечатлительность 3 сферы проявления:3 основные характеристики:

Свойства темперамента Общая активностьЭмоциональность ЛОБНО-РЕТИКУЛЯРНЫЙ КОМПЛЕКС ЛОБНО-ЛИМБИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Генератор МодуляторГенераторМодулятор Ретикулярная формация Лобная кора Лимбическая система Лобная кора

Дифференц иа льно-психофициологическая концепция темперамента В.М. Русалова Биологические основы индивидуально-психологических различий (1979) Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально- психофизиологические и психологические исследования (2012) Опросник формально-динамичеких свойств индивидуальности человека (ОФДСИ) (2004).

Темперамент как психобиологическая категория Свойства Т. представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально- биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств». В основе Т. лежат свойства не отдельной биологической подсистемы, а общая конституция человеческого организма (генетические, биохимические, соматические, физиологические и нейрофизиологические характеристики человека). Т. является чисто психологической характеристикой, хотя и имеет в своей основе такие «небиологические характеристики».

Методологическая основа Представления о темпераменте в Психофизиологической школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына Теория функциональных систем П.К. Анохина 2 СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА? 1.… 2.… 4 БЛОКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ? 1. … 2. … 3. … 4. …

Методологическая основа Представления о темпераменте в Психофизиологической школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына Теория функциональных систем П.К. Анохина 2 СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА? 1.ОБЩАЯ АКТИВНОСТЬ 2.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ 4 БЛОКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ? 1. АФФЕРЕНТНОГО СИНТЕЗА 2. ПРОГРАММИРОВАНИЯ 3. ИСПОЛНЕНИЯ 4. ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Соотношение выделенных В.М. Русалов свойств Т. с блоками функциональных систем П.К. Анохина и со свойствами Т. по В.Д. Небылицыну Свойства Т. (В.Д. Небылицын) Свойства Т. (В.М. Русалов) Блоки ФС (П.К. Анохин) ОБЩАЯ АКТИВНОСТЬ ЭРГИЧНОСТЬАФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ ПЛАСТИЧНОСТЬПРОГРАММИРОВАНИЕ СКОРОСТЬИСПОЛНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Свойства темперамента (эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность) могут по-разному проявляться в трех сферах: психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной

ЭРГИЧНОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ ПОТРЕБНОСТЬЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Узкая сфера психомоторной деятельности, нежелание физического напряжения, избегание физической работы, двигательная пассивность Высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомоторной активности, стремление к физическому труду, избыток физических сил Низкий уровень интеллектуальных возможностей, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс, связанный с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов Высокий уровень интеллектуальных возможностей, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения Низкая потребность в общении, социальная пассивность, «узкий» круг контактов, уход от социальных мероприятий, замкнутость Высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству

ЭРГИЧНОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ ПОТРЕБНОСТЬЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Узкая сфера психомоторной деятельности, нежелание физического напряжения, избегание физической работы, двигательная пассивность Высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомоторной активности, стремление к физическому труду, избыток физических сил Низкий уровень интеллектуальных возможностей, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс, связанный с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов Высокий уровень интеллектуальных возможностей, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения Низкая потребность в общении, социальная пассивность, «узкий» круг контактов, уход от социальных мероприятий, замкнутость Высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству

ЭРГИЧНОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ ПОТРЕБНОСТЬЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Узкая сфера психомоторной деятельности, нежелание физического напряжения, избегание физической работы, двигательная пассивность Высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомоторной активности, стремление к физическому труду, избыток физических сил Низкий уровень интеллектуальных возможностей, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс, связанный с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов Высокий уровень интеллектуальных возможностей, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения Низкая потребность в общении, социальная пассивность, «узкий» круг контактов, уход от социальных мероприятий, замкнутость Высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству

ЭРГИЧНОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ ПОТРЕБНОСТЬЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Узкая сфера психомоторной деятельности, нежелание физического напряжения, избегание физической работы, двигательная пассивность Высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомоторной активности, стремление к физическому труду, избыток физических сил Низкий уровень интеллектуальных возможностей, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс, связанный с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов Высокий уровень интеллектуальных возможностей, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения Низкая потребность в общении, социальная пассивность, «узкий» круг контактов, уход от социальных мероприятий, замкнутость Высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству

ПЛАСТИЧНОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ СКОРОСТЬЮ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ С ОДНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЯ НА ДРУГУЮ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Повышенная склонность к монотонной физической работе, избегание разнообразных форм ручного труда, шаблоны Высокая гибкость при переключении в движении, стремление к разнообразным способам физической деятельности Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач Высокая гибкость мышления, легкость переключения с одного способа решения задачи на другой, стремление к разнообразию интеллектуальной деятельности Низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные отношения, стремление к поддержанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникативных программ Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, широкий набор коммуникативных программ

ПЛАСТИЧНОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ СКОРОСТЬЮ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ С ОДНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЯ НА ДРУГУЮ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Повышенная склонность к монотонной физической работе, избегание разнообразных форм ручного труда, шаблоны Высокая гибкость при переключении в движении, стремление к разнообразным способам физической деятельности Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач Высокая гибкость мышления, легкость переключения с одного способа решения задачи на другой, стремление к разнообразию интеллектуальной деятельности Низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные отношения, стремление к поддержанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникативных программ Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, широкий набор коммуникативных программ

ПЛАСТИЧНОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ СКОРОСТЬЮ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ С ОДНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЯ НА ДРУГУЮ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Повышенная склонность к монотонной физической работе, избегание разнообразных форм ручного труда, шаблоны Высокая гибкость при переключении в движении, стремление к разнообразным способам физической деятельности Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач Высокая гибкость мышления, легкость переключения с одного способа решения задачи на другой, стремление к разнообразию интеллектуальной деятельности Низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные отношения, стремление к поддержанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникативных программ Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, широкий набор коммуникативных программ

ПЛАСТИЧНОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ СКОРОСТЬЮ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ С ОДНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЯ НА ДРУГУЮ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Повышенная склонность к монотонной физической работе, избегание разнообразных форм ручного труда, шаблоны Высокая гибкость при переключении в движении, стремление к разнообразным способам физической деятельности Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач Высокая гибкость мышления, легкость переключения с одного способа решения задачи на другой, стремление к разнообразию интеллектуальной деятельности Низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные отношения, стремление к поддержанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникативных программ Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, широкий набор коммуникативных программ

СКОРОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ СКОРОСТЬЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллектуальной деятельности Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности Низкая речевая активность, медленная вербализация, речевая заторможенность Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности

СКОРОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ СКОРОСТЬЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллектуальной деятельности Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности Низкая речевая активность, медленная вербализация, речевая заторможенность Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности

СКОРОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ СКОРОСТЬЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллектуальной деятельности Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности Низкая речевая активность, медленная вербализация, речевая заторможенность Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности

СКОРОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ СКОРОСТЬЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллектуальной деятельности Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности Низкая речевая активность, медленная вербализация, речевая заторможенность Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ К РАСХОЖДЕНИЮ МЕЖДУ ПЛАНИРУЕМЫМ И РЕАЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Безразличие к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы Переживание по поводу расхождения между реальным и ожидаемым результатом физического труда, ощущение неполноценности продукта физической работы Безразличие к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действия при выполнении умственной работы. Спокойствие в процессе умственной деятельности Переживание по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом умственной работы, сильное беспокойство по поводу умственной работы Низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми Высокая ранимость в случае коммуникативных неудач, беспокойство в процессе социального взаимодействия, неуверенность. Раздражительность в ситуации общения

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ К РАСХОЖДЕНИЮ МЕЖДУ ПЛАНИРУЕМЫМ И РЕАЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Безразличие к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы Переживание по поводу расхождения между реальным и ожидаемым результатом физического труда, ощущение неполноценности продукта физической работы Безразличие к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действия при выполнении умственной работы. Спокойствие в процессе умственной деятельности Переживание по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом умственной работы, сильное беспокойство по поводу умственной работы Низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми Высокая ранимость в случае коммуникативных неудач, беспокойство в процессе социального взаимодействия, неуверенность. Раздражительность в ситуации общения

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ К РАСХОЖДЕНИЮ МЕЖДУ ПЛАНИРУЕМЫМ И РЕАЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Безразличие к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы Переживание по поводу расхождения между реальным и ожидаемым результатом физического труда, ощущение неполноценности продукта физической работы Безразличие к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действия при выполнении умственной работы. Спокойствие в процессе умственной деятельности Переживание по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом умственной работы, сильное беспокойство по поводу умственной работы Низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми Высокая ранимость в случае коммуникативных неудач, беспокойство в процессе социального взаимодействия, неуверенность. Раздражительность в ситуации общения

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ К РАСХОЖДЕНИЮ МЕЖДУ ПЛАНИРУЕМЫМ И РЕАЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Безразличие к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы Переживание по поводу расхождения между реальным и ожидаемым результатом физического труда, ощущение неполноценности продукта физической работы Безразличие к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действия при выполнении умственной работы. Спокойствие в процессе умственной деятельности Переживание по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом умственной работы, сильное беспокойство по поводу умственной работы Низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми Высокая ранимость в случае коммуникативных неудач, беспокойство в процессе социального взаимодействия, неуверенность. Раздражительность в ситуации общения

Индивидуальная формула темперамента СФЕРА /СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА ПСИХОМОТОРНАЯИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯКОММУНИКАТИВНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ +/-+ ПЛАСТИЧНОСТЬ ++- СКОРОСТЬ +/- - ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ +/-+- ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТA ???

Индивидуальная формула темперамента СФЕРА /СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА ПСИХОМОТОРНАЯИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯКОММУНИКАТИВНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ +/-+ ПЛАСТИЧНОСТЬ ++- СКОРОСТЬ +/- - ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ +/-+- ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТA САНГВИНО- ХОЛЕРИК ХОЛЕРИКФЛЕГМАТИК

Индивидуальная формула темперамента СФЕРА /СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА ПСИХОМОТОРНАЯИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯКОММУНИКАТИВНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ -+/- ПЛАСТИЧНОСТЬ +/- - СКОРОСТЬ +/- - ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ +/-++ ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТA ???

Индивидуальная формула темперамента СФЕРА /СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА ПСИХОМОТОРНАЯИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯКОММУНИКАТИВНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ -+/- ПЛАСТИЧНОСТЬ +/- - СКОРОСТЬ +/- - ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ +/-++ ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТA ФЛЕГМАТО- МЕЛАНХОЛИК ХОЛЕРО- МЕЛАНХОЛИК МЕЛАНХОЛИК

Индивидуальная формула темперамента СФЕРА /СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА ПСИХОМОТОРНАЯИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯКОММУНИКАТИВНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ ПЛАСТИЧНОСТЬ СКОРОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТA

Семинар 2 1.История развития представлений о темпераменте (подробно: гуморальный, соматический, нервный и факторный подходы). 2.Представление о темпераменте в Пермской психологической школе В.С. Мерлина. 3.Представление о темпераменте в Психофизиологической школе Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына. 4.Структура темпераменте по В.М. Русалову. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (ОФДСИ).