Урок МХК 9 класс Петрова М. В. МКОУ СОШ 24. Это привело к: 1) Распаду существовавших единств. 2) Созданию самобытных культур, разных национальных традиций.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мировое древо в различных культурах. В эрзянской традиционной религии на мировом древе Эчке Тумо находится гнездо священной птицы утки Ине Нармунь и которого.
Advertisements

Мировое Древо как отражение единства мира. Мировое Древо «древо жизни»,«древо жизни», «древо плодородия»,«древо плодородия», «древо центра»,«древо центра»,
МИРОВОЕ ДРЕВО КАК ОТРАЖЕНИЕ ЕДИНСТВА МИРА Мировое древо (arbor mundi, «космическое» древо), характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощающий.
Бадаева Галина Васильевна, учитель МХК МБОУ «Цаганаманская гимназия»
ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ. Для справки…. Библейская легенда о строительстве Вавилонской башни рассказывает нам о «золотом веке» человечества, когда.
Урок по изобразительному искусству «Сказочное дерево» Учитель изобразительного искусства: Остова Тамара Анатольевна Государственное бюджетное общеобразовательное.
Байтерек-символ Астаны. Сегодня мы вам расскажем о достопримечательности Казахстана- Байтерек.Ну что,поехали!
Подготовил : Озорнов Никита Род – славянский бог, создатель мира и отец первого поколения светлых богов ( боги - отцы ), Причина всех Причин, основатель.
1.Что такое миф? 2.Особенности мифов. 3.Мифы творения (космогонические). 4.Славянские мифы. 5.Египетские мифы о сотворении мира. 6.Греческие мифы о сотворении.
Растения леса в фольклоре Выполнил ученик 2в класса Соломатин Тимофей.
Сотворение мира в восточнославянской мифологии «Сонм Богов»
Быть поэтом –это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души.
Мифы. Миф – основа ранних представлений о мире. Магия и обряд. Учитель МХК Беленькая Е. Э. ГБОУ ЛИЦЕЙ 507.
Творческий проект по изобразительному искусству и технологии учеников 5 «А» клас са.
Отражение языческого мировоззрения в фольклоре Выполнила Шабай Злата ученица 7 класса МБОУ Лицея г.Бирска.
Сварог презентация по МХК Выполнила: Потёмкина Татьяна Михайловна, учитель МХК МКОУ «Яманская средняя общеобразовательная школа»
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все.
Библейские предания Сотворение мира Постовалова Г.М. МОУ СОШ 12 г.Ноябрьск ЯНАО.
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках: происхождение, становление, развитие» Выполнила: Косикина Анна ученица 6 б класса Руководитель: Тарамалы Ю.О.
Славянские мифы о сотворении мира.. Весь мир славяне представляли себе в виде огромного дуба Мирового древа, на котором располагалось все живое. Ветви.
Транксрипт:

Урок МХК 9 класс Петрова М. В. МКОУ СОШ 24

Это привело к: 1) Распаду существовавших единств. 2) Созданию самобытных культур, разных национальных традиций. 3) «Смешению» языков.

Факты, подтверждающие единство культуры: 1) Наличие шедевров мировой культуры, которые являются достоянием всего человечества. 2) Человечество не может жить без культурных связей. 3) Идеи мировой культуры – универсальная, то есть понятна всем людям, живущим в разных регионах мира. 4) Понятие красоты, добра, жизни, смерти, любви и ненависти имеет общую значимость для каждого народа.

Мировое дерево – ключевой образ искусства (представление человека о строении мира).

Мировое дерево (лат. Arbor mundi) мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол с земным миром, корни с преисподней.лат. мифологическийархетип

Мировое дерево, древо жизни в славянской мифологии мировая ось и символ мироздания в целом. Крона мирового дерева достигает небес, корни (у которых течет священный источник) преисподней, ствол и ветви организуют земное пространство.

«Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда» и т. д. говорится о годе, 12 месяцах, 4 неделях и т. д. В заговорах мировое дерево помещается в центре мира, на острове посреди океана («пуповине морской»), где на камне Алатыре стоит «булатный дуб» или священное древо кипарис, берёза (в частности, перевернутая вверх корнями), яблоня, явор и т. п. На мировом дереве древе жизни в апокрифах почивает сам Господь, когда входит в Рай (славянская «Книга Еноха»), в заговорах обитают Иисус Христос и святые Богородица, архангел Михаил, Илья- пророк, Георгий, Параскева и др., мифологизированные персонажи кузнецы и др., у корней дерева демонические и хтонические существа: прикован на цепи бес, обитает в гнезде («руне») змея (Шкурупея) и т. п.

В древне-русских апокрифах о Соломоне в виде дерева с золотыми ветвями, месяцем у вершины, нивой у корней изображается идеальное государство, где месяц царь, нива православное крестьянство. Ср. русскую загадку: «Стоит древо, имеет на себе цветы красные, а на древе сидит птица и щиплет со древа цветы красные и мечит в корыто. Цветов не наполняется, а красные цветы с древа не умаляются»; древо весь мир, цветы «человецы», корыто земля, птица смерть; сколько смерть похитит, «толик» и родится в мир" [6]. [6]

Славяне верили, что в центре мира растёт огромное дерево, которое соединяет мир богов и людей, землю и небо. Самые длинные ветки этого дерева достигают небесного свода, а корни уходят в царство мёртвых. Мировое древо это находилось в океане на острове Буяне, до которого не дойти, не добраться. На священном дереве обитают боги, а под землёй в его корнях живут разные представители тёмных сил: на цепи прикован бес, в яме живут змея Шкурупея и другие демоны. Образ этого дерева сохранился в загадках, заговорах. В свадебных песнях часто обращались к мировому дереву: в его кроне свивает гнездо соловей, в стволе - пчёлы, приносящие мёд, у корней - горностай с детками и сами молодожёны. Жених и невеста как будто оказывались в центре мира - у мирового дерева.

Явь, Навь и Правь – три основополагающие понятия во всём веровании, философии славян-язычников, триада состояния мира, триглав всего сотворённого мира. Явь – это физический, плотный мир, смертный, где души, облачаясь в одежду из плоти, перестают напрямую контактировать с Навью и Правью и выполняют свои функции в этом воплощении. Навь – мир мёртвых, загробный мир. Туда уходят умершие люди и там живут наши предки. Нередко можно услышать, что Навь зовут Миром Теней или Кощным Миром (соотв. Кощей Кощный Бог, божество из кощного мира, Бог Нави). Правь – это высший мир, который только возможен. Правь – это место обиталища наших светлых Богов. Вход тёмным Богам и злым сущностям туда заказан. Только самые светлые души могут попасть в это прекрасное место.

В древнем Иране верили, что священное древо растёт возле источников Ардвисури. На нём якобы жил царь птиц Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относила семена к источнику, из которого пила звезда, которая осыпала землю дождями. С дождём семена возвращались назад в землю.ИранеАрдвисуриСенмурв

В скандинавских мифах видим вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль, пропитанное живительным священным мёдом. Это громадный ясень, который является структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орёл, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг. Слово «Иггдрасиль» буквально значит «конь Игга», то есть конь Одина. Это название подчёркивает роль дерева ещё и как путь, которым божественный шаман (Один) странствует из одного мира в другой.скандинавских мифахИггдрасильясеньорёлдраконНидхеггОдинаОдин

«Вверх корнями, вниз ветвями, стоит вечное дерево Ашваттха. Оно называется бессмертное, в нём покоятся все миры, и никто не может его превозмочь» (Индийские Веды, Бхагават-Гита). С корнями вверх, с ветвями вниз, ашваттха считается непреходящим; гимны (Силы Саттва, раджас и тамас то что удерживает в иллюзорном мире) его листья, кто его знает, тот знаток Вед. Вверх и вниз простираются его сучья, возникшие из гун; объекты (чувств) (его) побеги; вниз также тянутся его корни, связующие кармой в мире человеческом.Ашваттха Веды

ашваттха (др.-инд. asvattha - "лошадиная стоянка") - в ведийской и индуистской мифологии - сакральное фиговое дерево, наиболее частый вариант мирового дерева в Индии.

В тюркской мифологии и впоследствии в казахских сказках фигурировал образ Байтерека. Байтерек своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Дерево жизни Байтерек, корнями удерживающее землю, а короной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол земном, а корона в небесном. [7] [7]

Каждый год в кроне Дерева священная птица Самрук откладывает яйцо Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла.

Алатырь-камень расположен в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования. Алатырь-каменьБуяне Алатырь-камень (латырь, бел-горюч камень) в произведениях древнерусской книжности и русских заговорах священный камень, располагающийся в Центре Мира, «всем камням отец». русскихзаговорах В стихе о Голубиной книге алатырь ассоциируется с алтарём, расположенным в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования. Камень наделён целебными и волшебными свойствами (из-под него по всему миру растекаются целебные реки). Алатырь охраняют мудрая змея Гарафена и птица Гагана.Голубиной книгеалтарёмБуянеГарафенаГагана

В Коране оно называется сидрат аль- мунтаха Лотос крайнего предела в суре 53:14. Это огромное дерево, которое над седьмым небом, и которая является высшим пределом для тех, кто поднимается с земли, и для того, кто нисходит от Аллаха.Лотос крайнего предела

Мир (космос, вселенная) – противопоставляется беспорядку и хаосу. Многообразие и национальная самобытность культур. От многообразия культур мир человека становится богаче и интереснее. Многообразие культур проявляется в природной сущности человека творить что-то своё, непохожее и оригинальное: 1) В художественном творчестве не существует одинаковых творений искусства (то есть существуют посвящённые одному образу или событию, они по-своему передают его сущность). 2) Каждый народ создал свою оригинальную культуру, в которой отразил природные условия жизни, нрава, обычаи и традиции.

Найти Мифы о сотворении мира у разных народов.