Анастасия Аркадьевна Логинова, Александр Ярославович Данилюк «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов.
Направления мониторинга и основные показатели исследования. Исследование особенностей нравственного развития и воспитания учащихся. Исследование целостной развивающейся образовательной среды в образовательном учреждении. Исследование взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников в рамках реализации образовательной программы.
Этапы исследования Этап 1. Контрольный этап исследования (начало учебного года, 1 четверть) ориентирован на сбор данных до реализации образовательным учреждением Программы. Этап 2. Формирующий этап исследования ( в течение всего учебного года) предполагает реализацию основных направлений Программы (воспитание нравственных чувств, гражданственности, экологическое воспитание, эстетическое и воспитание трудолюбия); выполнение и корректировку плана воспитательной работы. Этап 3. Интерпретационный этап исследования (конец учебного года, 4 четверть) ориентирован на сбор данных исследования после реализации Программы. Заключительный этап предполагает подготовку отчётных материалов по схемам ( таблицам) в Блокноте.
Критерии оценки результатов исследования В качестве основного критерия, по которому изучается нравственное развитие учащихся, образовательная среда и характер взаимодействия образовательного учреждения с семьями, выступает динамика развития выделенных показателей ( параметры, блоки) по каждому направлению мониторинга. Для изучения динамики развития учащихся и эффективности реализуемой воспитательной программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений Программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования ( после реализации основных направлений Программы). Таким образом, при описании динамики развития обучающихся в рамках Программы используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.
Таблица 4. Данные контрольного этапа исследования в классе. Блоки и параметры Блок 1 Блок 2 Блок 3 Блок 4Блок 5 Ф.И.Пар а метр 1 Пар а метр 2 Пара метр1 Пара метр2 Пар метр1 Пара метр2 Пара метр1 Пара метр2 Пара метр1 Пар метр2 1Акулова144А, 2В Зензина335А,1Б, 6В Макушин338А Раздымаха358А Садыкова248А Фролов147А,4Б, 6В Фролова348А Черкашин306В,3Б Рыбалко142А,2Б, 6В Общая сумма баллов А, 10Б, 24В
Таблица 5. Итоговые результаты исследования в классе (контрольный этап) Блоки исследованияПараметрыСумма балловКоличество участников исследования Средний балл в классе Значение среднего балла Знание основных понятий, символов государства социальное разв.шк. Блок 1 Параметр 12092,2Хорошие знания государственной символики Сформированность представлений о поведении в коллективе Параметр 23193,4Средняя степень включённости учащегося в жизнь коллектива класса Мотивы нравственного поведения Нравственная сфера Блок 2 Параметр 156А, 10Б, 24В ,2 1,1 2,6 Поведение, в основе которого лежат нравственные мотивы Сформированность нравственной самооценки Параметр 22492,6Недостаточная (низкая) степень Мотивы учебной деятельности Отношения мл шк Блок 3 Параметр 14494,8Достаточная степень Навыки самостоятельной организации своей трудовой деятельности Параметр 24294,6Достаточная степень Знание правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде Отношение к природе и окр.ср Блок 4 Параметр 11892Хорошие знания Ценностное отношение к природе Параметр 22993,2Достаточная степень Сформированность первичных представлений о красоте Эстетическое развитие Блок 5 Параметр 18299,1Достаточная степень Сформированность первичных представлений о культурном человеке Параметр ,4Достаточная степень
Возможные виды динамики развития. * Положительная динамика развития. * Отсутствие положительной динамики развития. * Устойчивость показателей. Полученные результаты заносятся в графы «Оценка динамики развития учащегося».
Оценка динамики развития учащегося проводится в конце интерпретационного этапа исследования. Динамика индивидуального развития оценивается по всем блокам и параметрам исследования. Результаты исследования динамики развития учащегося позволяют проанализировать качественные изменения в развитии учащегося в течение учебного года, составить характеристику достижений и положительных качеств ребёнка ( индивидуальную характеристик учащегося для родителей, предоставить родителям информацию о результатах воспитательной работы в классе. Полученные данные могут быть включены в портфолио учащегося.